Найти тему
Hellduck

Кузя. Глава четвертая. Что-то героическое в этом есть

Публикую четвертую часть статьи одного из самых интересных военных каналов в телеге (Взгляд человека в лампасах) с размышлениями о нашем единственном авианесущем корабле.

Су-33, yandex.ru
Су-33, yandex.ru

279-й истребительный полк, который мы уже упоминали выше — весьма примечательная воинская часть с точки зрения качества личного состава. Ручаться не будем, но, возможно, в этом полку — наибольшее количество Героев России во всех Вооруженных силах (и в абсолютном, и в относительном выражении). Полк, всегда получавший самое большое и самое уважительное внимание журналистов. Полк, имена офицеров которого знают далеко не только их сослуживцы, но даже и многие обыватели. Это полк летчиков, умеющих взлетать с палубы «Кузнецова» - и, что гораздо важнее, садиться на эту палубу.

И само по себе это умение — поверьте, многого стоит. Надо отдать должное тем, кто владеет им, без преувеличения, фантастическим мастерством.

Попробуйте только представить, что это такое — посадка на палубу. Летчик должен выйти на посадочный курс по очень крутой, крайне некомфортной для посадки глиссаде. И без выравнивания, без выдерживания, без всех тех обычных процедур, применяемых при посадке на сухопутный аэродром — на скорости в в 240-250 км/ч с вертикальной перегрузкой 4.0-4.5 единицы попасть в движущийся прямоугольник 36 на 6 метров. А сразу после этого при торможении тросом летчик испытывает отрицательную продольную перегрузку в 3.0-3.5 единицы. По сложности и замысловатости исполнения такая посадка куда больше похожа на акробатический номер. 

МиГ-29К, topwar.ru
МиГ-29К, topwar.ru

Мало того. Посадки на аэрофинишер дорого обходятся для здоровья. О том, сколько килограммов теряет летчик при каждой посадке, мы умолчим. Можно даже не вспоминать и о таких мелочах, как синяки на плечах от ремней, сведенные от перенапряжения шеи и прочее подобные радости. Куда серьезнее, например, другие профессиональные болезни корабельных летчиков — отслоение сетчатки глаза, проблемы с позвоночником, со многими другими внутренними органами, да и со всем организмом в целом.

Взлет с «Кузнецова» - тоже, мягко говоря, не подарок. Разбег с короткой (90 метров), да и с «длинной» (относительно, конечно) дистанции в 180 метров - всего несколько секунд. Сход с трамплина происходит на непривычно малой скорости и с перегрузкой на трамплине в 2.5-3.0 единицы.

Не прибавляет здоровья и сама служба в Заполярье — которая, напомним, всегда была ограничена пятью годами. Больше там служить не рекомендовалось, потому как через те 5 лет в организме начинают происходить необратимые изменения — в худшую, разумеется, сторону. Все это ограничивает хотя бы по медицинским показаниям сам срок службы, который могут отдать летчики «Кузнецову» - если, конечно, регулярно выполнять полеты с палубы.

Иначе говоря, летчики 279-го, а потом и 100-го полков в какой-то мере заслужили свою героическую репутацию.

Но еще больше — не заслужили. И об этом мы расскажем вам в следующей части нашего сериала.

Посмотреть другие публикации можно в канале:

zen.yandex.ru/id/hellduck

Если статья понравилась, подписывайтесь и делитесь впечатлениями, ставьте лайки)