Найти тему
зазеркалье

Этика обывателя

Оглавление

Дорогие друзья!

На канале «Зазеркалье» начинает печататься цикл статей «Этика обывателя». Статьи будут выходить два раза в неделю и охватывать различные аспекты жизни современного общества. Приглашаю всех желающих к обсуждению темы. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если тема интересна и пишите в комментариях свои мысли.

Человеческое сообщество столь разнообразно и разноязыко, что остаётся только удивляться, как все же люди, даже не знакомые, понимают друг друга. Конечно, современное общество знает много средств коммуникации, но общепринятые нормы и манеры поведения существуют практически повсеместно и понятны большинству людей даже без перевода.

Например, мы не задумываемся, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Для нас это просто правило, которое хорошо воспитанные юноши и девушки знают и выполняют в силу традиции. Но вспомнив, что ещё триста лет назад мужчины носили на левом боку оружие - саблю, шпагу или кинжал, сразу понятно, где истоки этого правила. Чтобы оружие не задевало женщину, если она рядом, кавалер становился слева от неё. И таких примеров множество. Соблюдение этих норм поведения позволяет человеку существовать в современном социуме и чувствовать себя комфортно.

Этика поведения в социуме формировалась на протяжении многих веков. Эти нормы и правила имеют согласительный характер, они как бы предполагают соглашение о том, что считать принятым в поведении людей, а что противоречит правилам хорошего тона. Интересно в этом плане мнение И. Н. Курочкиной, которая среди множества правил выделяет два таких, которые пронизывают все поведение человека, придавая ему высоконравственный характер. Первое – не ставить людей в неудобное положение, по крайней мере, делать это как можно реже; второе – поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Подумайте, мне кажется, с этим мнением трудно не согласиться.

История возникновения правил поведения имеет глубокие корни, они сопровождали человеческое общество с древнейших времён. Уже в первобытном обществе можно найти шаблоны поведения, которые позже приобрели характер этикетных форм. Например, многие современные поздравления и пожелания происходят от магических актов колдовства и заклинаний. Из первобытных форм почитания старших людей, вождей, жрецов и колдунов позже произошли три различных явления ритуальной культуры: религиозные культы, светские общественные ритуалы и этикет.

Первоначально правила, установленные в сообществе первобытной общины, были едины. Они выступали одновременно как юридические, экономические, кровнородственные, религиозные и нравственно-этические, и им подчинялись все члены общины.

Этические нормы в этот период времени не выступали самостоятельно, отдельно от других правил, регулирующих общественную жизнь первобытного человека, а представлял собой часть этих общих правил. Хранителями соблюдения этих правил были старейшины.

С развитием общества нормы и правила поведения выделились в самостоятельные правила. Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской «Одиссее» говорится правилах поведения людей, принятых в различных жизненных ситуациях.

В древних шумерских литературных текстах были изложены первые правила поведения, которые, как считали шумеры, были завещаны человеку богами, поэтому их необходимо неукоснительно выполнять.

Нормы поведения, принятые в обществе отражали тенденции его развития. Им, этим правилам, подчинялись буквально все моменты жизни общества. Домашний уклад, понятие о приличиях и. д., т.е. в это время можно было говорить о существовании бытового этикета.

Вспоминая древнюю историю, нельзя забывать о том, что человечество на заре своего существования было довольно воинственным. Войны за новые территории, с целью захвата рабов были очень популярны.

Но если идёт война, есть победители и побеждённые, и бывшим врагам необходимо было договариваться о сосуществовании в условиях послевоенного мира. Закономерно, в таком случае, и появление политического этикета. Он регулировал внешнюю жизнь общества, как сказали бы современные политики международные отношения.

Одним из первых свидетельств появления политического, или дипломатического этикета, является письменный договор о мире, выгравированный на серебряной пластинке, заключённый египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царем Хаттушилем Третьим в 1278 г.

Огромное значение межгосударственным отношениям придавали в Древнем Египте. Переговоры проводились в торжественной обстановке в соответствии с неимоверным количеством разнообразных правил и сложных ритуалов.

Вообще, представители различных государств Древнего мира придавали большое значение различным церемониальным правилам.

Так, в Древней Греции послы носили специальные жезлы, которые свидетельствовали об их представительской миссии, так называемые «жезлы Гермеса». На верхушке жезла, обвитого лавром, были прикреплены крылья птицы и два переплетённых узла.

Послы должны были очень хорошо знать международный этикет, так как часто именно от этих знаний зависела участь переговоров.

В Древнем Риме политический этикет был развит ещё больше. Так, например, в честь приёма иностранных послов в Риме устраивались празднества, а при отъезде обе стороны обменивались подарками.

Для рабовладельческого и феодального общества характерными были этические нормы, которые стимулировали строгое разграничение общественных слоёв, и поддерживали иерархическое расслоение общества.

Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при монархических дворах и в дипломатических кругах

Так, во Франции во времена короля Людовика XIV, который яростно стремился к укреплению своей власти всеми доступными способами, сформировался придворный этикет. Этикетные правила были обязательны для поведения при дворе французского короля. Такие порядки, каждый со своими особенностями, существовали практически при всех монархических дворах Европы.

. Но истинного расцвета правила этики поведения достигли в классовом обществе, когда потребовалось, чтобы каждый класс и слой общества имели внешние отличительные признаки.

Само слово «этикет» французского происхождения. «Etiquette» в переводе означает ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения определённой церемонии.

И хотя слово «этикет» французского происхождения, а ранние основы этикета зарождались ещё на заре развития человеческого общества, некоторые авторы называют родиной этикета Италию.

Представляется, что это сложный вопрос, и каждый из народов внёс свой вклад и его формирование и совершенствование.

В России слово «этикет» распространилось в XVIII в. Но российское общество и до этого момента было подчинено определённым правилам, которые неукоснительно соблюдались.

Достаточно ознакомиться с прекрасной книгой, являющейся историческим памятником русской литературы XVII века «Домострой». «Домострой» был главным наставлением на все случае жизни российского общество. Эта книга была и наставление по этикету, и руководство по домоводству и правильному устроению семейной жизни в контексте семейной экономики. Большая часть домостроевских наставлений о том, как не влезать в долги, вести экономно домашнее хозяйство.

Эти поучения подробно исследованы Норбертом Элиасом в его работе «О процессе цивилизации». Элиас видит в них не только отражение изменения нравов, но и проекцию на частную жизнь человека усиления государства как общественного феномена

Новый этап в развитии России, а с ним и новые правила поведения пришли со времени царствования Петра I. Пётр, искренне любивший Россию, хотел видеть свою Родину сильной и, уважаемой заморскими странами.

Реформы Петра, сейчас вызывающие неоднозначную оценку у наших современников, в то время, несомненно, были прогрессивными. В то же время начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения

Принималось множество указов, определявших, что надевать, какие делать причёски, как следует поступать в различных ситуациях и т.д. В 1717 г. появился сборник поведенческих советов («Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению собранное от разных авторов»), сразу приобрётший популярность среди дворянства.

Сложно и трагично вытеснялся старый патриархальный порядок в России. Одним из известнейших столкновений старого порядка и новых правил этикета, является знаменитый указ Петра от 5 сентября 1698 года «боярам борода рубить».

Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое. Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными.

Несмотря на сопротивление боярства европеизация России все же имела место. В жизнь активно входили такие новые явления, как театр, ставший законодателем придворной моды, Петровские ассамблеи и т.д.

В XVIII – XIX вв. в российском обществе господствовал дворянский этикет. Но нельзя сказать, что в среде простолюдинов, не развивались новые правила поведения, причудливо сплетённые из правил «домостроя» и, украдкой подсмотренные и переделанные на свой лад правила «дворянского» этикета.

Уже в те времена этика обывателя формировала правила поведения в отношениях между незнакомыми или знакомыми, друзьями или родственниками, лицами, различными по полу, возрасту, должности, чину. Воспитатели дворянских детей учили воспитанников скрывать свои истинные чувства, владеть собой и демонстрировать в обществе только красивые внешние манеры, нимало не задумываясь над истинностью и искренностью чувств. Не быть, а казаться добрым, любезным, приятным.

В среде разночинной интеллигенции наметилось критическое отношение к показной манерности дворянского этикета. Наряду с новым бытом и новыми жизненными идеалами формировались правила поведения и общения, суть которых сводилась к большей простоте.

После событий 1917 г. условия жизни в России изменились столь значительно, что, новые правила поведения и нормы приобрели совершенно другую направленность.

Неграмотная, голодная, измученная войной и гражданской войной России не понимала сущности и значения этикета. И хотя руководители нового советского государства были людьми образованными, сложно было доказать важность этикетных правил, когда нечего есть, кругом разруха, а эти правила ещё недавно соблюдались ненавистным дворянством.

Но ни одно общество не может существовать без правил поведения. И, в конце концов, идеологи советского государства выработали Кодекс строителя коммунизма. Конечно, такое название свода правил поведения в обществе, сейчас может вызвать лишь снисходительную улыбку. Но ведь важно не название, а смысл. Конечно, печатный текс документа был политизирован, но, тем не менее, он провозглашал многие принципы, в правильности которых трудно сомневаться, такие как:

- Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат

- Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

- Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

- Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

- Дружба и братство всех народов страны, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

- Братская солидарность со всеми народами.

По-моему, прекрасные правила, а как Вы думаете?

Друзья, оставляйте свои комментарии.

В следующей статье поговорим об обращении «на ты или вы»

Понравилась статья, ставьте лайки