Найти в Дзене
Читатель

Цветы для Элджернона

Этот глубоко психологичный роман за авторством Дэниела Киза рассказывает нам трогающую до глубины души историю о человеке, слишком глупом даже для того, чтобы отличить издевательство над собой от шутки. Чарли Гордон - умственно отсталый, едва умеющий читать и писать. Большинство его знакомых - обычные люди со среднестатистическим интеллектом, которым очень забавно наблюдать за глупостью Чарли, ставя его в неудобные ситуации. Но герой счастлив - он не может понять того, что эти люди насмехаются именно над ним и веселится вместе со всеми. Однако Гордона среди подобных выделяет стремление к учёбе и желание научиться большему, чем знают даже обычные люди, не говоря об умственно отсталых. Поэтому именно его и выбрали учёные для эксперимента по изменению уровня интеллекта, который заканчивается - успешно или неудачно? Судить читателю, не хочу раскрывать содержание дальше, потому что вряд ли кому-то будет интересно читать книгу с известным заранее концом.

Здесь заканчивается то, что можно назвать собственно обзором, и за картинкой последует моё мнение об основных идеях произведения. Изложенное далее может содержать спойлеры (а может и не содержать, для кого как). Я не рекомендую его к прочтению тем, кто ещё не ознакомился с содержанием собственно книги из-за спойлеров, а также потому что хочу, чтобы читающие этот текст сами подумали над идеями романа.

Мой экземпляр книги (а изображение не моё, не бейте за нарушение авторских прав)
Мой экземпляр книги (а изображение не моё, не бейте за нарушение авторских прав)

На меня роман произвёл неизгладимое впечатление. Сразу после того, как я перевернул последнюю страницу, мне захотелось отшвырнуть книгу прочь и закричать: "Это неправда! Умнее не значит несчастливее!". Но с тех пор прошло много времени, и теперь я понял, что книга не совсем про это, и, чтобы понять идею, нужно (хотя бы немного) подумать над содержанием, пропустить прочитанное через своё мировосприятие.

Так вот, я выделил в книге две основных идеи:
1) Глупые люди - всегда добрые, потому что они неспособны осмыслить зло как понятие, а милосердность, сострадание и любовь к ближним - качества, присущие человеку от рождения.
2) Низкий уровень интеллекта не всегда препятствует способности человека интегрироваться в общество, то есть главное для социальной активности - моральные качества, а вовсе не значение IQ. А из этого, в свою очередь, вытекает, что людей с низким интеллектом не нужно считать не стоящими внимания, к ним нужно относиться с ответственностью и не допускать любого ущемления их прав так же, как это делается для обычных людей.

Если бы я мог, я бы поспорил с Дэниелом Кизом насчёт первого тезиса, потому что из биологического начала человека вытекает, что по умолчанию люди рождаются вовсе не милыми и пушистыми [в плане моральных качеств], что подтверждает известная история цивилизации, которая по сути своей состоит только из войн.

Во втором тезисе, по моему скромному мнению, вообще выражен основной посыл данной книги, и я полностью с ним согласен. Читатель, оглянись вокруг, посмотри на своих знакомых! Быть может, те, кого ты наделил клеймом "безнадёжный тупица", на самом-то деле хоть и тупицы, но далеко не безнадёжные? Внимания и одобрения заслуживают не только те, кто находится на схожем с нами интеллектуальном уровне, но и те, для кого наша жизнь - плод, до которого никогда не дотянешься! Сент-Экзюпери говорил - мы в ответственности за тех, кого приручили, а Киз обобщает - мы в ответственности за тех, кто сам не может нести на себе её тяжкий груз, то есть и за животных, и за людей, подобных Чарли Гордону. Если бы каждый это осознал, жизнь подобных ему стала бы гораздо лучше.

На этом содержание статьи заканчивается, и начинается мой дозор примечание.

Данная статья написана не с целью показать, что мнение автора единственно правильное, а для возбуждения дискуссии, так что если вы желаете высказать собственное мнение или опровергнуть моё - милости прошу в комментарии или в телеграм.

Ставьте лайки, если вам понравилось, дизлайки - если нет, и подписывайтесь на канал!