Найти тему
muntaqa.info

Ученые мазхабов противоречат Корану и сунне? Саляфия или неозахирия?

Одни и те же доводы разным ученым дают разные смыслы
Одни и те же доводы разным ученым дают разные смыслы

Одна из главных причин
- современной неозахиритской анархии в фикхе,
- распространенности обвинений в заблуждении и противоречии сунне за иные мнения в вопросах иджтихада
- и легитимизации всевозможных покушений на имамов религии: на их знания, их богобоязненность, осторожность и их понимание.

Большой маликитский имам Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани аль-Малики (ум. 386 г.х.) более тысячи лет назад столкнулся с теми же проблемами, которые свалились на мусульман в наше время со стороны некоторых "призывающих к сунне". В его время некий неизвестный сейчас захирит, написал книгу о разногласиях между имамом Маликом и имамом аш-Шафии. В этой книге он старательно доказывал, что имам Малик заблуждается едва ли не во всех разделах фикха, потому что "противоречит Корану и сунне", когда не следует наиболее явным их смыслам.

Имам аль-Кайрауани описывает проблему, в которую попал этот захирит, степень его ограниченности и противоречия пути имамов ахлю ас-сунна:

«… Он считает, что то из внешних смыслов Корана и сунны, к чему склонился он сам, не может иметь иного значения, кроме того, которое соответствует его мнению.

Посмотри же, что скрыла от него (его) заносчивость: он представил тех из праведных предшественников, кто высказался иначе чем он, противоречащими внешнему смыслу Корана, при котором невозможен иной вариант, кроме противоречия самому Корану. Поскольку для него этот внешний смысл не допускает возможности иного понимания, помимо того, к которому склонился он сам.

А что касается аш-Шафии и других разногласящих, то они считают, что внешний смысл может подразумевать и мнение тех, кто им противоречит, только каждый исходит из того, что вариант понимания, прояснившийся ему, лучший и более приоритетный.
Вы только задумайтесь о том, что в конечном счете значат эти его слова (о противоречии имамов явному, внешнему смыслу Корана и сунны) [пропуск в рукописи]. Я не знаю, кто бы из ученых противоречащих ему выставлял противоречащими ясному тексту Корана, который не может подразумевать их мнение. — Такое (противоречие) не разрешено относить даже к простым мусульманам, не то что к ученым.

А разногласят люди во внешнем смысле Корана и сунны именно в том, что допускает возможность всех тех мнений, к которым склонились разногласящие. И каждый считает, что его толкование среди возможных наиболее приоритетно и более основательно со стороны доводов.

И кто считает, что его слова включены в число его дел (за которые он будет спрошен), тот не допустит таких речей (о противоречии Корану и сунне) об имамах религии».

См. «Аз-Забб ‘ан мазхаб аль-имам Малик» 1/254-255.

Источник: Проблема абсолютизации собственного понимания внешнего значения доводов. Имам аль-Кайрауани

Телеграм-канал: https://teleg.one/muntaqa_info

Наши страницы в социальных сетях:

twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte