Поэт в Ирландии – это не просто музыкант и стихоплёт, а знаток законов и традиций, имеющий дар прорицания и колдовства. Поэты обладали сакральным статусом (наряду с королями, лордами и священниками). Итак, могла ли женщина получить такой высокий статус?
В законах Bretha Crolige говорится, что женщина-оборотень, либо нищая, о которой ничего не известно, либо проститутка в принципе не имеют права петь песни, поскольку они неизбежно причинили бы неприятность в доме, в котором они будут петь. Согласно манускрипту Heptad женщина, высмеивающая человека (а как мы помним из статьи о статусе арфистов, только им принадлежало право пропеть магическую песнь-сатиру, которая могла понизить статус любого ирландца), теряет свою «цену чести».
Ключевым понятием ирландской правовой системы была честь. Как пишет Д. Гребер, честью человека было уважение, которым он пользовался у других, его искренность, честность и характер, сила, под которой подразумевалась способность защищать себя, свою семью и сторонников от любого оскорбления или бесчестья. Те, у кого была самая высокая степень чести, были священными людьми: их личность и собственность были неприкосновенны. У чести было точное количественное выражение – цена. У любого свободного человека была своя «цена чести», которую должен был уплатить тот, кто нанес оскорбление его личному достоинству.
Таким образом, формулировка «потеря цены чести» означала понижение в социальном статусе для женщины, осмелившейся пропеть песнь-сатиру.
Однако иногда были случаи, когда женщины приобретали данную профессию и связанный с ней высокий статус: если у их отца не было сыновей, а они с рождения были наделены навыками арфиста (imbas forosna - возможность предвидеть будущее, teinm ideda - ломка сознания и dichetal di chennaib - хороший голос). Обычно же поэтесс приравнивали к колдуньям и подозревали в злонамеренном сочинительстве.
Так, в Анналах Инишфаллена упоминается поэтесса Уалла, дочь Muinecháin, которая добилась наивысшего статуса Верховного оллама Ирландии (высший ранг поэтов, равный королевскому). Несмотря на то, что о её работах анналы ничего не упоминают, Уалла была включена в инсталляцию «Этаж наследия» – часть композиции арт-феминистки Джуди Чикаго «Званый ужин» в виде банкетного стола на 39 персон, каждое место за которым предназначено одной из величайших женщин в истории западной цивилизации и отмечено её именем и символами её достижений. Для каждой персоны выложена салфетка, блюдо, приборы, а также бокал или чаша.
Из Ольстерского цикла ирландской мифологии известна поэтесса Федельм. Она появляется в саге «Похищение быка из Куайлнге», где, используя навык прорицания, в стихотворной форме предсказывает Королеве Медб кровопролитное сражение с войском уладов по главе с их великим героем Кухулином. В тексте «Федельм и Кухулин» описывается встреча поэтессы уже с самим Кухулином, который также прибыл узнать о своём будущем. Саги описывают её как красивую зеленоглазую девушку с тонкой линией губ, жемчужными зубами и золотистыми волосами, спадающими ниже колен. Голос же Федельм был похож на мелодичное звучание струн лиры, на которой играет мастер.
В целом ирландские женщины обладали широким набором прав, но об этом как-нибудь в другой раз :)
Если понравилось, ставим палец вверх 👍 - это мотивирует автора на новые статьи о Зелёном острове и его жителях😎