Найти тему
ИРЛАНДИЯ

Могла ли женщина стать поэтом в средневековой Ирландии?

Поэт в Ирландии – это не просто музыкант и стихоплёт, а знаток законов и традиций, имеющий дар прорицания и колдовства. Поэты обладали сакральным статусом (наряду с королями, лордами и священниками). Итак, могла ли женщина получить такой высокий статус?

В законах Bretha Crolige говорится, что женщина-оборотень, либо нищая, о которой ничего не известно, либо проститутка в принципе не имеют права петь песни, поскольку они неизбежно причинили бы неприятность в доме, в котором они будут петь. Согласно манускрипту Heptad женщина, высмеивающая человека (а как мы помним из статьи о статусе арфистов, только им принадлежало право пропеть магическую песнь-сатиру, которая могла понизить статус любого ирландца), теряет свою «цену чести».

Ключевым понятием ирландской правовой системы была честь. Как пишет Д. Гребер, честью человека было уважение, которым он пользовался у других, его искренность, честность и характер, сила, под которой подразумевалась способность защищать себя, свою семью и сторонников от любого оскорбления или бесчестья. Те, у кого была самая высокая степень чести, были священными людьми: их личность и собственность были неприкосновенны. У чести было точное количественное выражение – цена. У любого свободного человека была своя «цена чести», которую должен был уплатить тот, кто нанес оскорбление его личному достоинству.

Таким образом, формулировка «потеря цены чести» означала понижение в социальном статусе для женщины, осмелившейся пропеть песнь-сатиру.

Однако иногда были случаи, когда женщины приобретали данную профессию и связанный с ней высокий статус: если у их отца не было сыновей, а они с рождения были наделены навыками арфиста (imbas forosna - возможность предвидеть будущее, teinm ideda - ломка сознания и dichetal di chennaib - хороший голос). Обычно же поэтесс приравнивали к колдуньям и подозревали в злонамеренном сочинительстве.

Так, в Анналах Инишфаллена упоминается поэтесса Уалла, дочь Muinecháin, которая добилась наивысшего статуса Верховного оллама Ирландии (высший ранг поэтов, равный королевскому). Несмотря на то, что о её работах анналы ничего не упоминают, Уалла была включена в инсталляцию «Этаж наследия» – часть композиции арт-феминистки Джуди Чикаго «Званый ужин» в виде банкетного стола на 39 персон, каждое место за которым предназначено одной из величайших женщин в истории западной цивилизации и отмечено её именем и символами её достижений. Для каждой персоны выложена салфетка, блюдо, приборы, а также бокал или чаша.

Инсталляция "Званый ужин" (фото www.wordpress.com)
Инсталляция "Званый ужин" (фото www.wordpress.com)

Из Ольстерского цикла ирландской мифологии известна поэтесса Федельм. Она появляется в саге «Похищение быка из Куайлнге», где, используя навык прорицания, в стихотворной форме предсказывает Королеве Медб кровопролитное сражение с войском уладов по главе с их великим героем Кухулином. В тексте «Федельм и Кухулин» описывается встреча поэтессы уже с самим Кухулином, который также прибыл узнать о своём будущем. Саги описывают её как красивую зеленоглазую девушку с тонкой линией губ, жемчужными зубами и золотистыми волосами, спадающими ниже колен. Голос же Федельм был похож на мелодичное звучание струн лиры, на которой играет мастер.

Федельм по версии игры Immortal Conquest
Федельм по версии игры Immortal Conquest

В целом ирландские женщины обладали широким набором прав, но об этом как-нибудь в другой раз :)

Если понравилось, ставим палец вверх 👍 - это мотивирует автора на новые статьи о Зелёном острове и его жителях😎