Найти тему
Базар Вокзалов

Кто и почему в советском партизане увидел образ Иисуса Христа

Образ из Яндекс-Картинки
Образ из Яндекс-Картинки

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

Евангелие от Марка

Василь Быков - известный советский и белорусский писатель, фронтовик. Значительная часть его творчества посвящена Великой Отечественной Войне. Одним из лучших рассказов о войне, по моему мнению, является повесть "Сотников", написанная в 1969 году.

Это история о двух партизанах, которые неожиданно попадают в руки полицаев. Один из них, щуплый и хилый Сотников, оказывается духовно намного сильнее своего товарища по фамилии Рыбак, который не смотря на свой опыт, силу перед лицом смерти проявляет трусость и соглашается на сотрудничество с полицаями. Сотников же принимает смерть спокойно, даже пытается заступаться за Рыбака, хозяйку дома, в котором их нашли и маленькую девочку, заявляя, что это он, Сотников, ранил полицая, он просит отпустить невинных людей. Но его заступничество, увы, не помогает. Даже под пытками он не предает своих товарищей. Рыбака же, который поставил себе цель выжить любой ценой, заставляют принять участие в казни боевого друга. И только тогда, когда он сделает это, он поймет, что жизнь может быть хуже смерти.

Талантливый молодой режиссер Лариса Шепитько решила экранизировать сюжет повести. Она назовет свой фильм "Восхождением", проведя параллель между осознанным путем на смерть Сотникова и восхождением на Голгофу Иисуса Христа.

Режиссер фильма Лариса Шепитько. Фото из Яндекс-Картинки.
Режиссер фильма Лариса Шепитько. Фото из Яндекс-Картинки.

Было решено задействовать неизвестных или малоизвестных актёров, прошлые роли которых не оттеняли бы их образы в «Восхождении». По этой причине многие именитые талантливые советские актеры, желавшие сняться в фильме, получили отказ.

С самого начала поиска актёров на роль Сотникова Лариса Шепитько поручила ассистенту по актёрам, Эмме Баскаковой, держать в уме образ Иисуса Христа, обращая внимание на глаза потенциального исполнителя главной роли. И такой актер был найден - Борис Плотников.

Лариса Шепитько ассоциировала Сотникова с Иисусом Христом, предателя Рыбака с Иудой, а русского следователя, перешедшего на сторону нацистов - с Понтием Пилатом... Так библейский сюжет был перенесен в сороковые годы XX века.

Съёмки начались в январе 1974 года и проходили в окрестностях Мурома.

Исполнитель роли Сотникова, Борис Плотников, вспоминал: «Василь Быков, автор повести «Сотников», положенной в основу сценария, выдвинул обязательное условие: для съемок нужен сильный мороз и снежная целина. По прогнозу такие погодные условия в ту зиму ожидались только под Муромом, поэтому наша группа выехала туда. Каждый день был тяжелым испытанием даже для мужчин, а для Шепитько - тем более. Но Лариса Ефимовна чувствовала, что, снимая этот фильм, выполняет свое предназначение на Земле».

Съемки проходили в суровых условиях, на съёмочной площадке случались обморожения среди массовки и участников съёмочной группы, но никто не жаловался. Шепитько сама не требовала для себя особых привилегий и, по воспоминаниям коллег, была для всех примером мужества, воли, терпения и необыкновенной заботы.

Для того, чтобы добиться от актёров полного «вживания» в образ Шепитько порой приходилось подолгу разговорить с ними, стоя на морозе. Однако дождавшись нужного ей проявления эмоций в глазах, мимике и жестах актёра, она внезапно для всех командовала включить камеру.

О работе с Шепитько Плотников отзывался как о «встрече с живым гением». Владимир Гостюхин, исполнивший роль предателя Рыбака, описал съёмочный процесс не как игру, а как «смерть в каждом кадре». И для него, и для Плотникова было крайне важно оправдать доверие режиссёра, которой долго и трудно пришлось отстаивать их перед руководством. Гостюхин вспоминал, что настолько перевоплотился в Рыбака, что даже гримировочный синяк не сходил у него с лица три недели.

На мой взгляд, роль Рыбака – лучшая в карьере Владимира Гостюхина, которая показывает огромное драматическое мастерство актера.

Одной из самых сильных сцен в фильме является сцена казни. Сотников, подобно Христу, идет на свою Голгофу. У него нет страха, а есть только любовь и удивительное спокойствие, которые так и читаются в его глазах. Он знает, что умирает не напрасно и осознанно идет на это. Рядом стоит малыш в буденовке, который смотрит на Сотникова, едва сдерживая слезы, жалость и сочувствие к советскому партизану пронизывают его. Наверное, также кто-то смотрел на Христа, шедшего на Голгофу...

Сергей Канищев в роли мальчика в буденовке. Яндекс-Картинки.
Сергей Канищев в роли мальчика в буденовке. Яндекс-Картинки.

Сотников смотрит на него и спокойно улыбается, словно подбадривая: «ничего, браток», а из глаз его льется удивительный свет. Таким увидела подвиг советского партизана режиссер Лариса Шепитько.

Борис Плотников в роли Сотникова, кадр из фильма. Яндекс-Картинки.
Борис Плотников в роли Сотникова, кадр из фильма. Яндекс-Картинки.

Владимир Гостюхин в роли Рыбака. Яндекс-Картинки.
Владимир Гостюхин в роли Рыбака. Яндекс-Картинки.
Василь Быков, автор повести «Сотников», по которой снят фильм, говорил: «Лара, ты просто Достоевский в юбке! Если бы мы встретились раньше, я, может быть, и «Сотникова» бы по-другому написал».

Шепитько вмешалась в структуру повести, вычленив из нее все вечное, вневременное.

Автор повести Василь Быков. Яндекс-Картинки.
Автор повести Василь Быков. Яндекс-Картинки.

1976 год. Лариса Шепитько заканчивает "Восхождение" - фильм о войне, который неизбежно должен попасть на полку, потому что "вместо партизанской истории, - как считают контролирующие органы, - снята "религиозная притча с мистическим оттенком".

Из воспоминаний Элема Климова, мужа Ларисы Шепитько: «Так совпало, что Лариса в Москве закончила картину, а я только собирался снимать под Минском ленту "Иди и смотри" и успел познакомиться с тогдашним главой Белоруссии Петром Мироновичем Машеровым. Мы с Ларисой понимали: если "Восхождение" будут принимать в Госкино, от него останутся только рожки да ножки. Поэтому решили показать этот фильм "про партизан" Машерову, который сам в юности партизанил и потерял мать, казненную немцами. Прямо из мосфильмовской лаборатории, еще мокрую, негласно мы привезли картину в Минск. В спецкинозале собралось все руководство республики. Лариса села в отдалении за микшерский пульт, а я - рядом с Машеровым. Он был в хорошем расположении духа, угостил меня сигаретой, но минут через десять фильма забыл обо всем на свете. Потом вдруг инстинктивно сжал мою руку, и я увидел, что он плачет. Когда в зале зажегся свет, Петр Миронович поднялся и, нарушая партийный этикет, предписывавший сначала выслушать мнения подчиненных, а только потом вещать решающее слово, стал говорить. Жаль, что никто не сообразил записать эту 40-минутную речь. О "Восхождении" мы потом много читали хороших слов, но так искренне, глубоко и с болью в сердце, пожалуй, не сказал больше никто. Когда мы вернулись, то уже вся Москва знала, что глава Белоруссии в восторге от нового фильма Ларисы Шепитько».

Белорусский писатель и ветеран Великой Отечественной войны, Алесь Адамович, присутствовавший на показе, описал Машерова, как человека, вопрошающего: «Откуда эта девочка, которая, конечно же, ничего такого не пережила, знает обо всём этом, как она могла так рассказать?»

Через несколько дней фильм "Восхождение" официально принят без единой поправки. Фильм имел оглушительный успех и великолепную прокатную судьбу: в Риге он берет главный приз, на Берлинском фестивале - престижнейшую премию ФИНПРЕССИ; и в итоге закупается сорока странами мира.

Это последняя законченная работа Ларисы Шепитько. 2 июля 1979 года она трагически погибнет. Ей был 41 год.

"Две тайны в жизни неразрывны - тайна рождения и тайна смерти. Прожить жизнь, только воспроизведя себя, - небольшое дело. А вот сможем ли мы что-то оставить после себя? Сможем ли доказать, что мы не просто биологический эксперимент? Если мы какую-то часть нашей энергии оставляем на благо людей, значит, мы уже не умерли, уже не напрасны".

Лариса Шепитько