Найти тему
Uninum

Что такое психотипирование аудитории?

Оглавление

Историческая справка

Первые попытки объяснить разницу в поведении людей относят к классической древности. Еще в 444 году до н.э. Эмпедокл (древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец) утверждал, что все вещи в мире, в том числе и человек, состоят из четырёх элементов (стихий): огня, земли, воды и воздуха. Соотношение стихий в крови человека полагалось причиной различий в активности и подвижности.

Чуть позже (400 гг до н.э) Гиппократ ввел учение о темпераменте. Он не только выделил всем хорошо знакомые четыре типа темперамента, но и привязал темперамент человека к месту его проживания, указав, как климат и рельеф имеют влияние на поведение.

В 130—200 гг н.э. Гален, древнегреческий медик, систематизировал подход Гиппократа. Его трактат о темпераменте называется “О зависимости свойств души от темпераментов тела” и говорит, что существуют стабильные индивидуальные различия. Не всему можно научить, переучить, обучить.

Так были определены 4 базовых типа: Холерик, Флегматик, Меланхолик, Сангвиник.

Это разделение, сделанное еще во времена античности, удивительным образом дошло и до наших дней. Четыре базовых типа стали основой для многих современных моделей темперамента и нашли подтверждение даже на нейрохимическом уровне, заняв свое почетное место в таких международных классификациях как МКБ.

Естественно, за историю науки число типов увеличивалось, а их определения уточнялись. Свою лепту в изучение темперамента внесли Карл Густав Юнг, Ганс Юрген Айзенк, Иван Петрович Павлов, Борис Михайлович Теплов и др.

Но не только 4 базовых типа мы переняли от античных философов. Подобно тому, как Гален различал свойства души и темпераменты, так и мы сейчас разделяем психические свойства на сравнительно постоянные (характер) и устойчивые (темперамент).

Соответственно различаются и направления изучения:

  • изучение Мотивации как базового проявления структуры Личности, опираясь на лексику (язык) - основной способ проявления личности. Одних лингвистических моделей на сегодняшний день более 40, в сумме описывающих более 200 черт. Среди них и Big Five;
  • изучение Поведения - как базовое проявление структуры Темперамента (индивидуальные различия человека происходят на основе химических систем). К данным моделям относятся работы И. П. Павлова, Г. Ю. Айзенка, Б. М. Теплова и других.

Второе направление в наши дни активно развивается, в том числе за счет новейших открытий в области нейробиологии и нейропсихологии, которая позволяет описать связь между структурой и функционированием головного мозга и психологическими процессами. А для формирования связи между двумя направлениями используется статистическая психология, использующая законы, открываемые на нейрофизическом уровне, для описания процессов происходящих с человеком как с Личностью, то есть, на языке психологии Личности.

Ключевым фактором является необходимость того, чтобы результаты и выводы всех психологических наук совпадали как, например, совпадают результаты и выводы химии и физики. В том числе должна совпадать и типология. Типы личности должны соответствовать типам темперамента, типы темперамента должны отражать различия в нейрохимии мозга.

Еще Карл Юнг в своих работах связывал темперамент и личность. Юнг детально изучил влияние темперамента на каждую из основных психологических функций: ощущения, чувства, мышления, интуиции, ввел понятия экстраверсии и интроверсии.

Позже советские ученые Небылицын и Русалов предложили активностно-специфический подход к структуре темперамента. Этот подход предлагает разделять черты, относящиеся к трем специфическим аспектам деятельности — физическому, социально-вербальному и умственному.

Развивая данные модели, Ирина Трофимова разработала нейрохимическую модель FET, которая, как и работы Юнга, проводит связь между Темпераментом и Личностью, описывая роль моноаминных нейромедиаторов, нейропептидов и гормонов в регуляции 12 черт темперамента.

Функциональный Ансамбль Темперамента
Функциональный Ансамбль Темперамента

Таким образом, вот уже с десяток лет ученые, практики в области физиологии высшей нервной деятельности и практикующие психологи, имеют в активе прекрасную нейрохимическую модель, позволяющую измерять индексы проявления базовых черт темперамента человека и относить людей к тому или иному типу.

Существует ли “измерительный” инструмент психотипа?

Попытки создать “измерительный” инструмент психотипа ведутся давно. Приверженцы каждого из двух направлений создают измерительные инструменты исходя из своих представлений.

1950-e гг. — Вальтер Кларк сконструировал психологический инструмент измерения, основанный на теории Марстона. Он назвал его «Анализ векторов активностей». Некоторые из последователей Кларка, покинув впоследствии его компанию, провели доработку «вопросника из определительных форм» («ajective checklist forms»).

1984 год — Билл Дж. Боннстеттер, первым разработал и представил компьютерную программу, позволяющую формировать персонализированные отчеты для выявления основных поведенческих особенностей на основе модели DISC.

В настоящее время методы оценки персонала SHL и DISC Classic широко распространены в мировой практике. Они применяются для профессионального тестирования, подбора и развития сотрудников.

Но, все это лексические модели, т.е данные получаются путем опроса и интервьюирования. К сожалению, в сегодняшних реалиях не всегда представляется возможность опросить пользователя на предмет уровня его мотивации к покупке или удовлетворенности сервисом.

Те же, кто пошел по второму пути, работают ближе к связке психики с нейробиологией. И основным объектом измерения становится физическое проявление психики человека. Это, как очень точные и очень сложные измерения нейронной активности мозга, так и измерения самих действий. И вот, как раз измерение действия становится наиболее актуальным способом измерить психотип.

Как измерить действие? У каждого действия человека есть длина, скорость, ускорение. Неспешная походка - один способ действовать, быстро семенить - другой. Каждое действие оставляет свой след, с помощью которого его можно измерить.

Объединяя все измерения, можно получить некоторую единую картину человека. Например, связать комфортное время работы с предпочтениями в еде, важные характеристики товара и длительность принятия решения, речевые триггеры и любимый вид из окна.

Такие связки очень актуальны для бизнеса. Все уже научились работать с демографией, половозрастными характеристиками, уровнем дохода. Вы берете кредит, вас спрашивают, есть ли у вас автомобиль. Однако, уже очевидно, что этих данных мало. Наличие автомобиля, конечно, связано с тем, отдаст ли человек кредит, но все же довольно слабо. А все потому, что демографические и прочие признаки есть лишь следствие следствия человеческого поведения. Поэтому для бизнеса очень важно перейти на уровень выше - попробовать определить, как именно будет вести себя человек, а это уже психология.

Виды digital-стратегий и черты темперамента аудитории
Виды digital-стратегий и черты темперамента аудитории

Вот красивый пример. Шир Меир Ладор (компания Bluevine), проводя анализ посещений сайта банка, а именно посещений, после которых посетитель обращался за выдачей кредита, нашла, что время, проведенное на странице юридической оценки кредитоспособности, очень сильно коррелирует с возвращаемостью кредита. Чем дольше человек изучал правила, тем меньше была вероятность возврата средств. Конечно, это не закон поведения, это всего лишь общее наблюдение, но оно дает информации больше, чем, например, вопрос кредитного скоринга, есть ли у человека автомобиль.

Или такой пример. Мы уже долгое время сотрудничаем с одним из крупнейших застройщиков. Анализируем их данные с целью построения модели продаж. Представьте себе огромное число забронированных квартир. Из всех этих броней часть не заканчивается ничем. Человек отказывается или просто исчезает. Почему? Желание купить квартиру, конечно, может пропасть, но это, скорее исключение. Зачастую все объясняется тем, что человек обнаружил лучшую квартиру. Лучшую по его личному мнению. По оставленному человеком следу в истории бронирования, по его действиям, мы научились определять его психотип и связь с предпочитаемыми характеристиками квартиры. И, действительно, оказалось, что в самом начале бронирования клиент выбирал не самую лучшую из предложенных квартир. Как это получилось - неизвестно. Но теперь мы знаем, что если предложить человеку лучшее, он не откажется от брони. Мы научились вычислять это лучшее для каждого отдельного человека.

Для этого нам пришлось собрать данные и привлечь целый набор инструментов Data Science, начиная от инструментов классификации и статистики, до более сложных, как, например, инструменты анализа временных рядов.

Авторы: Алена Шагина, CDO, co-founder Uninum, Валерий Кондаков, CTO, co-founder Uninum

Соавтор: Павел Жирновский, CEO, co-founder Uninum