Согласно исследованиям, каждый второй ребенок младшего возраста заводит себе мнимого компаньона по играм. И это посчитаны только те дети, которые в этом признались. Многие дети вообще предпочитают скрывать от родителей своего лучшего друга из воображаемого мира, потому что бояться быть осмеянными, и это в лучшем случае. Бывают родители, которые тревожатся за психическое развитие ребенка, считают воображаемого друга ненормальным явлением и в категорической форме запрещают детям с ним «дружить». Дружить с ним дети, конечно, не перестают, просто начинают скрывать свою дружбу и меньше доверять родителям.
На самом деле, воображаемый друг в младшем возрасте это настолько же нормально, как и настоящий друг в песочнице. Не стоит беспокоиться. Просто попытайтесь вспомнить собственное детство, может быть, отыщите в памяти какого-нибудь слоненка Пимбу или утенка Дака или еще кого. У одного из авторов нашей редакции в детстве был воображаемый сенбернар размером с двухэтажный дом! Он всегда ходил рядом и готов был в любой момент защитить своего маленького друга, выслушать истории и покатать на спине… Правда, он не мог войти в дом из-за своих размеров, поэтому всегда оставался жить на улице, со стороны комнаты своего ребенка. Это было очень удобно - с собакой всегда можно было посоветоваться, просто глядя в окно. Да, пес был говорящим, мудрым и умел слушать.
Есть взрослые, которые считают, что воображаемый друг заводится у интровертов, у детей, испытывающих одиночество, которые не умеют заводить дружбу с настоящими детьми. Это ошибочное мнение. Исследования говорят как раз об обратном: детей с воображаемыми друзьями среди социально активных детей гораздо больше, чем среди детей, которые предпочитают играть в одиночестве. Есть и объяснение: на воображаемых друзьях дети «отрабатывают» многочисленные сценарии поведения, тренируют свое общение, прорабатывают обиды (своего рода самотерапия, если нет возможности высказаться взрослому или довериться другу).
Более того, дети с воображаемыми друзьями отличаются большей креативностью, их творческие способности проявляются в разных сферах жизни. Некоторые дети не ограничиваются придумыванием одного друга и заводят сразу компанию. Или вообще придумывают очень детальный воображаемый мир, в котором есть не только живые существа, но и необычные локации, предметы, явления, чудеса. Такие миры психологи называют паракосмом https://ru.wikipedia.org/wiki/Игра_в_страну-мечту, или игрой в волшебную страну. Что интересно: каждый четвертый взрослый, который получал гранты от Фонда Макартуров (MacArthur Foundation), по результатам анкетирования, в детстве был создателем собственного паракосма! Фонд Макартуров занимается поддержкой творческих личностей и созданных ими проектов, реализующих идеи справедливого, экологического и безопасного мира, защиты прав человека, улучшения качества жизни.
Если у ребенка есть воображаемый друг, беспокоиться не стоит, говорят психологи. Воображаемые друзья могут быть полезны и вам.
Например, с их помощью можно разговорить ребенка, узнать, как прошел день в детском саду. Возможный сценарий: «Как прошел день у Маркуши (имя воображаемого друга)? Что его сегодня порадовало/огорчило?». Дети охотнее начинают рассказывать про дела своих друзей, чем про свои собственные, но в разговоре все равно рассказывают и про себя. Вам нужно просто внимательно слушать. Например, воображаемый Маркуша пролил сегодня краски, когда все рисовали, однако, это еще не значит, что ваш ребенок пролил краски (это могло произойти у него в воображении всего лишь). Зато можно наверняка узнать, что именно рисовали в садике и что нарисовал ребенок, а что - Маркуша. И почему.
Воображаемого друга можно позвать на помощь для преодоления каких-то трудностей, волнующей ситуации. Например, он может сопровождать ребенка в первый школьный день и успокаивать его, что все будет хорошо. Делегируйте Маркуше эту миссию. Обратитесь к нему со всей серьезностью: «Маркуша, я не смогу пойти на уроки вместе с Павликом, а ты сможешь. Приглядывай за ним».
Иногда дети не могут напрямую говорить о своих чувствах, тут на выручку может прийти воображаемый друг. Например, ребенок чувствует свое беспокойство из-за скорого появления в семье братика или сестренки, но сказать об этом стесняется или боится. Можно поговорить о чувствах ребенка через Маркушу, например: «Что Маркуша думает насчет маленького братика? Ему не страшно? Он будет помогать?».
Обычно воображаемые друзья исчезают из жизни после 10 лет… И да, дети, как правило, понимают, что воображаемые друзья нереальны. Но если вы видите, что ребенок верит в его реальность, это повод обратиться к психологу. Если воображаемые друзья переходят с ребенком в подростковый возраст, это тоже повод обратиться к психологу. Также обращайте внимание на чувства и эмоции, которые воображаемые друзья вызывают у вашего ребенка. И если от воображаемого друга всегда исходит злость, агрессия, если ребенок постоянно опасается его реакций, боится - это тоже серьезный повод сходить к специалисту и обратить пристальное внимание на реальное окружение ребенка.
Книги, которые можно прочитать с ребенком про воображаемых друзей:
Настя Морозова, Таша Михайлова
(по материалам PBS.org)