После того, как Турция закупила у России ракетные комплексы «Триумф», её дальнейшая судьба в НАТО буквально повисла на волоске.
В Альянсе не на шутку испугались, что российские специалисты, производящие настройку и обслуживание турецких «обновок», могут получить доступ к военным секретам НАТО. Кроме того, не могло быть и речи о том, чтобы встроить С-400 в единую систему противовоздушной обороны Альянса.
Однако, несмотря на все опасения, для Анкары дело завершилось благоприятно. Глава НАТО Йенс Столтенбрег признал, что хотя покупка российских ЗКР и создает большие проблемы, исключать Турцию из военного блока никто не собирается. Он признал, что Анкара приняла «национальное, суверенное решение».
В этом конфликте на руку Турции сыграл ее большой вес в структуре НАТО. Многонаселенная страна с развитой и многочисленной армией стала аванпостом НАТО на Ближнем Востоке. Пока другие страны региона относились к Альянсу как к чужеродной западной структуре и протестовали против размещения военных баз, Анкара рьяно демонстрировала свою приверженность идеалам Альянса. В 50-х она даже отправила 4,5 тысячи военных для участия в Корейской войне, что впоследствии стало одним из главных аргументов для включения ее в состав НАТО.
Конечно, с тех пор много воды утекло, и Турция больше не является самым преданным членом НАТО. Явный разворот Анкары в сторону России подпортил идиллию внутри организации, равно как и конфликт с главным участником – Соединенными Штатами. Но изгонять её из Альянса и подвергать слишком жестким санкциям было бы еще хуже.
Поэтому пока что «наказание» решили ограничить исключением Анкары из программы F-35 и, возможно, экономическими санкциями США, да и те под вопросом.