Редкий житель нашей страны любит посещать поликлинику. Дария Столярова на личном примере рассказала о том, с чем приходиться сталкиваться жителю небольшого городка. И вывела пять главных причин, из-за которых страдают пациенты.
1. Скорость обслуживания
В прошлом году я решила сэкономить и планово сходить к эндокринологу бесплатно. В итоге потратила на это почти 2 месяца. Я вынуждена постоянно принимать гормональные препараты и иду к врачу, когда они у меня заканчиваются, – то есть просто выписать рецепт. И плановый осмотр у эндокринолога мне нужно проходить раз в полгода или даже чаще. Но в какой же это превращается квест каждый раз!
Эндокринолога в нашей поликлинике нет и не предвидится, к нему нужно записываться и ехать в Минск. Но до этого необходимо еще пройти ультразвуковое исследование и сдать анализы крови на гормоны. УЗИ щитовидки у нас просто не делают, не хватает квалификации у узиста (выход только один – платное обследование в столице). Анализы крови на гормоны берут всего 2 раза в неделю, а, чтобы их сдать, надо получить направление у терапевта, у которого на них есть определенный лимит. И если он уже исчерпан, то приходить за направлением нужно в следующем месяце. Результаты анализов приходят примерно через 2-3 недели. Чтобы их забрать, необходимо опять идти к терапевту.
Во второй раз, сдав анализы и пройдя УЗИ, я просто не смогла записаться к бесплатному эндокринологу. Доктор ушел на больничный и находился там больше месяца. В итоге я плюнула на все и пошла в платную клинику. В общем, в плане скорости обслуживания бесплатные поликлиники хромают на обе ноги: талоны, очереди длиною в 3 часа… брр! Казалось бы – чего проще: взять да сходить к платному специалисту. И все бы ничего, особенно если вы уже нашли своего врача и много лет наблюдаетесь у него. А если нет? К тому же не к каждому врачу можно записаться быстро даже в платную поликлинику. Конечно, вряд ли вы будете ждать 2 месяца, но пару недель – вполне.
2. Доступность
Не только в районных, но и в минских государственных поликлиниках не хватает нужных специалистов. Банальная проблема в виде ушной серной пробки, оказывается, может доставить массу неудобств. А если у ребенка отит с острой болью? Недавно мой свекор пошел в поликлинику, чтобы вымыть из ушей серные пробки. Но в нашей поликлинике нет отоларинголога. В районной – тоже. Что делать? Хорошо, что есть медстраховка. А если бы не было? И семейный бюджет пенсионеров не выдерживал бы таких трат?
В моем городе педиатры стараются не назначать детям лишний раз анализ крови. Реактивов может не быть, лаборантов мало, а сидеть с малышом, в том числе и грудничком, приходится вместе со взрослыми в общей очереди. Притом забор крови находится во взрослой поликлинике на другом конце города.
3. Выбор специалистов
Нравится ли вам ваш участковый врач? По законодательству Беларуси любой пациент может сменить врача. Но для этого нужно сначала получить разрешение симпатичного вам доктора, у которого на участке полно своих пациентов. К тому же если вы решите, к примеру, вызвать на дом педиатра внезапно заболевшему ребенку, все равно придет участковый педиатр.
Про гинекологов вообще можно слагать легенды. Наверняка вам тоже когда-нибудь попадался врач, который говорит: «У вас все хорошо». И при этом записывает в карточку какой-то странный, незнакомый и ужасающий в своей новизне диагноз, ни слова вам о нем не говоря. Сюрприз обнаружится, только если вы сами возьмете свою карточку в руки и решите почитать. А доктор, любимая фраза которого: «Роди (первого, второго и т.д.), и все пройдет»? Или: «Женщина, не фантазируйте! Такого не бывает!» Лично мне попадались все медработники из этих категорий.
4. Недоверие к платным врачам
А еще бывают врачи «по знакомству», постоянно выписывающие дорогие препараты и изымающие коробки из-под них с самым загадочным видом.
Ну и в довесок врач из платной поликлиники, которая нашла у меня эррозию шейки матки. Правда, в этом диагнозе я засомневалась и пошла перепроверить его у своего участкового бесплатного гинеколога, который ничего не нашел. Чудесное исцеление? Не думаю. Скорее похоже на то, что в этом центре принято таким образом вытягивать из клиентов побольше денег. Но как ни странно, узист там был очень хорош.
5. Культура обслуживания
Сталкивались ли вы с хамством и нарушением личных границ в частных поликлиниках? Я – неоднократно. Однажды меня обхамила в платной поликлинике медсестра за то, что я отошла в туалет. Хотя до времени моего приема оставалось еще минут 5. Я просто пришла пораньше. При этом сотрудник медцентра не смог даже правильно написать диагноз, озвученный доктором. А совсем недавно пришлось выслушать ценное мнение медсестры по поводу хождения моего ребенка в туалет частного стоматологического кабинета. Ее дети делали это только дома. Пришлось вслух посочувствовать бедным малышам и напомнить медработнику, что я пришла вообще-то с ребенком зубы полечить, а не выслушивать критику по поводу моих методов воспитания. Ну и рассказать пару общеизвестных фактов о детях: что они не могут терпеть и потом это вредно для здоровья.
Казалось бы, банальная ситуация – потерялась больничная карточка пациента. С вами бывало такое? И кто обычно был виноват? Нелогично, но правильно – конечно, пациент! Даже если карточку ни разу в руки не брал и в глаза не видел. Медрегистратор в госполиклинике обязательно обвинит пациента в том, что важный документ наверняка лежит дома. А для профилактики забывчивости прогонит вас по всем врачам, у которых довелось побывать за последние полгода. Странно, но в частных клиниках мне ни разу не доводилось сталкиваться с потерей медицинской карточки.
Можно ли что-то изменить?
Недавно мамы нашего города собрались вместе и написали коллективную жалобу по поводу ситуации со здравоохранением в нашем городе в районную больницу. Ответ, который пришел оттуда, удручает. Оказывается, укомплектованность педиатрами в нашем городе отличная: целых 84% по сравнению со средней цифрой по району 73%. Однако мам, которые сидят в осенне-зимний период с заболевшими детьми в очереди к врачу иногда по 3 часа, эта цифра не очень обрадовала. Детские неврологи и прочие профильные специалисты нам не положены, они выезжают к нам каждый квартал и ведут прием. Только вот где и когда? Почему мамы маленьких пациентов не в курсе этой информации? Новую поликлинику нашему городу обещают уже 10 лет. Но строить почему-то не спешат. К узким специалистам надо ездить через Минск в Боровляны, за тридевять земель, а прямого транспорта нет.
По дальнейшим вопросам организации медпомощи детям в районной больнице посоветовали обращаться к заведующему местным филиалом больницы. А что он может решить? Бюджетом ведь распоряжается не один человек. Вообще, честно говоря, непонятно, на что идут налоги жителей нашего города. Когда кто-нибудь при мне говорит, что наше поколение будет жить до ста лет, у меня это вызывает лишь грустную улыбку. Не при нашем уровне медицины.
А вы как считаете: можно ли его повысить?
07.08.2019 Дария Столярова © mamochki.by