Найти в Дзене
Культурный рассвет

В пасти безумия российского кино

Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что кинофильм (как и любое другое произведение искусства) есть способ общения его создателей и аудитории? Если проще, кино с нами «разговаривает». И вот представим, что говорящие фильмы — люди.

Кто-то по-доброму шутит, кто-то с горящими глазами ведает о своей большой любви, кто-то грубит, кто-то занудно оперирует заумными терминами.

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

Но может на пути встретиться и настоящий псих. Речь его обрывиста, движения резки, ноги заплетаются, а настроение меняется со скоростью солнечного света. Этот безумец — российское кино.

Как у большинства ненормальных, у него есть навязчивая идея. Даже несколько, и они находятся в непримиримом противоречии.

Одна из них — «наш ответ Чемберлену». То есть бабахнуть надо как в Голливуде. Другая навязчивая идея нашего больного — никого не задеть и не обидеть (боже упаси, хоть каким краем коснуться острой темы!). Третий таракан состоит в беспощадном квасном патриотизме (все тут замалевать в триколор!).

Когда безумец обуреваем лишь одной из указанных идей, он ещё способен периодически говорить и делать нечто связное. Но нередко все они входят в реакцию друг с другом, и тогда нашему взору предстает настоящий психоз. Примеры? Куда же без них! Ради этого мы здесь и собрались.

Представители современных российских фильмов

1. "Мафия"

В 2015-м году Сарик Андреасян выпускает фильм «Мафия». И, к сожалению, фильм не о гангстерах (в этом случае речь шла бы только лишь о банальности). Это экранизация... настольной игры. Да-да, той самой, где люди садятся рядом друг с другом, глаза закрывают, ведущий говорит про то, как «город засыпает и просыпается мафия».

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

Делать в виде кино подобное мероприятие уже само по себе странность, но ведь нам надо не забыть ответить Чемберлену — поэтому это фантастическая антиутопия по типу «Голодных игр» и «Бегущего человека». Что получаем? Неудобоваримого мутанта.

2. "Танцы насмерть"

К слову здесь будет упомянуть и другой проект, еще не попавший на экраны, но отличающийся теми же признаками, что и «Мафия». В каком-то смысле мы видим проект-близнец, и он называется «Танцы насмерть». Перед нами удивительный винегрет из «Голодных игр», «Бегущего человека», а также… «Шага вперёд»!

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

Я мог бы упомянуть еще классический фильм «Загнанный лошадей пристреливают, не так ли?» Сидни Поллака, но вряд ли создатели его смотрели. Также сюда добавляется пост-апокалиптика (наш ответ «Дороге ярости», разумеется). Как можно увидеть из концепции – перед нами просто безудержное творчество. Я готов был бы заплатить деньги, чтобы увидеть беседу, в которой зародились «Танцы насмерть».

3. "Саранча"

В том же самом 2015-м компания «Среда» представляет публике фильм «Саранча» с Петром Федоровым. В прессе картина позиционировалась как наш ответ «50 оттенкам серого», что уже не отличается большим благоразумием (рейтинг Кинопоиска – 4,4; рейтинг IMDb – 4,1).

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

Но мы имеем дело с психозом. Поэтому необходимо было совместить несовместимое — вклинить в историю о сексе безразборную кровавую резню. Снова мутант.

4. "Вакантна жизнь шеф-повара"

Продолжая гулять по этой кинематографической кунсткамере, нельзя обойти стороной и ещё один экспонат с Петром Федоровым (куда же без него?). Запутанное и таинственное произведение «Вакантна жизнь шеф-повара».

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

Картина сделана выпускником ВГИКа, дебютантом Рустамом Ильясовым. Казалось бы, может быть вливание в умирающий организм молодой крови может пойти на пользу.

Кино — искусство молодых. Однако счастья не случилось. Возникла одна из самых бессвязных идей прошедшего года, что добавило к основной симптоматике ещё и невнятное бормотание.

5. "Вратарь галактики"

Джаник Файзиев, режиссёр успешного и многими любимого «Турецкого гамбита», не так давно заявил о разработке проекта «Вратарь галактики», фантастической футбольной спортивной драмы, где главного героя, видимо по чистой случайности зовут Яшин. Если фильм появится на свет, то станет наглядной квинтэссенцией психопатии отечественного кино.

«Юный герой внезапно открывает в себе сверхспособности, позволяющие преодолевать силу земной гравитации и путешествовать сквозь пространство и время. Он избран в качестве игрока межгалактической сборной, которой предстоит сразиться за звание чемпиона и спасти галактику от вселенского оружия, способного уничтожать звёздные системы.» (Кинопоиск, аннотация)

6. "Дед Мороз. Битва Магов"

Наконец, мы подходим к совсем свежему трейлеру ещё не вышедшего фильма «Дед Мороз. Битва Магов». Дед Мороз сражается со злом. Этим всё сказано. И сюжет не является пародийным. Создатели считают, что занимаются серьезными делами — соответственно, всегда надо выглядеть серьезно.

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

Если мы проанализируем все указанные выше истории, то нигде не столкнемся ни с одной по-настоящему острой социальной или политической темой. Даже вскользь. Все проблемы созданы либо на основе штампа, либо высосаны из пальца. Что говорит о нежелании связываться с чем-либо действительно конфликтным. Возможно, никто не сказал авторам, что конфликт – основа любой драматургии.

Таким образом, в российском коммерческом кино сложилась парадоксальная ситуация. Мне всегда казалось, что неразвитые кинематографии склонны к банальностям.

То, что давно пооткрывали ведущие производства, здесь мусолится, словно истинное откровение. Устанавливается царствие стандартных сюжетов, построенных на штампах. В какой-то степени Россия попадает под определение.

Стоит признать, современный российский кинематограф не является развитой индустрией (я бы даже сказал, что он вообще не является индустрией), как бы не бил себя в грудь Владимир Мединский.

Владимир Мединский Источник: Яндекс Картинки
Владимир Мединский Источник: Яндекс Картинки

И поэтому мы стараемся как можно нагляднее показать, что мы умеем как в Голливуде («Обитаемый остров», «Экипаж» и т.д.). И картинку симпатичную научились делать. Казалось бы – можно остановиться и на этом, развиваться в рамках подобных банальностей. Но Российская Федерация, очевидно, слишком хороша для банальностей. Нужно что-то креативное, необыкновенное. Получаются «Танцы насмерть». И психопатия российкого кино только прогрессирует.

Излечимо ли это?

С оригинальной статей вы сможете ознакомиться на нашем блоге craftkino.ru

Спасибо за внимание! С Вами был «Культурный рассвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!

Автор статьи: Влад Дикарев