Найти тему
Прозаический поэт

Топ подростковых книг об исторических событиях

Говорить с подростком о ВОВ, Большом терроре, революции, трудовых лагерях всегда трудно. С одной стороны вы рискуете потерять интерес ребенка после первой фразы, с другой – пуститься в идеализацию или демонизацию событий. Но говорить об этом нужно, чтобы не повторялись ошибки истории. Лучше современной подростковой литературы с этим никто и ничто не справится.

Вот мой топ художественной литературы для подростков, способной говорить об исторических событиях человеческим языком.

Евгений Ельчин «Сталинский нос»

-2

Немного гротескное произведение о мальчике, отец которого еще вчера был сотрудником НКВД, а сегодня сам попал в этот капкан. История о том, как одно только обстоятельство переворачивает жизнь героя, меняет отношение к нему людей. Этот текст – разбивание розовых очков соцреализма, через которых мы видели пионерию и советскую реальность.

Ольга Колпакова «Полынная елка»

-3

Маленькая девочка из высланных в лагеря немцев пытается осмыслить все то, что происходит вокруг нее, в том числе проблему национальности, предательства, ложного и истинного. Книга доказывает, что нет хороших и плохих наций.

Ольга Громова «Сахарный ребёнок»

-4

Похожее по тональности на произведение «Полынная елка». Здесь отца маленькой девочки репрессировали, а их с матерью отправили в трудовой лагерь, а потом казахскую глушь, где они вынуждены выживать из последних сил.

Юлия Яковлева Трилогия «Ленинградские сказки»: «Дети ворона», «Краденый город», «Жуки не плачут»

-5

Достойная история, захватывающая жизнь трех петербургских детей во время революции, блокады и послевоенного времени. Все это замешано на городском фольклоре и приправлено небольшими элементами фантастики.

В первой и второй частях дети лишаются родителей во время репрессий, а потом вынуждены втроем выживать в блокадном Ленинграде практически без взрослых. В этот момент старшая сестра берет на себя роль главы семьи, распределяет продовольствие, принимает решения.

В последней части «Жуки не плачут», действия которой происходят в послевоенное время, два брата оторваны от старшей сестры, поэтому им приходится самостоятельно принимать решения, пытаться выжить и т.д. Все это заставляет их стремительно взрослеть.

Наталья Волкова «Разноцветный снег»

-6

Современные школьники расследуют обстоятельства жизни города в период немецкой оккупации, параллельно они сталкиваются со взрослыми проблемами (смерть родного человека, непонимание родителей, принятие себя и первые чувства). Тема предательства раскрыта с новой стороны, показано все то человеческое, что скрывалось под сухими строками документов.

Эдуард Веркин «Облачный полк»

-7

Произведение строится на приеме «рассказа в рассказе», главный герой вспоминает ужасные годы войны, которые пришлись на время детства. Почти все повествование – это истории двух мальчишек, которые они рассказывают по зимней дороге домой к одному из героев и обратно.

Мария Мартиросова «Фотографии на память»

-8

О трагических событиях Карабахского конфликта. Но скорее о том, как национальные вопросы, навязанные миром взрослых, становятся причиной разлада отношений ничего не понимающих детей.