Самый сказочный по своему духу фильм в карьере Квентина Тарантино — это испытание для зрителя, но финал стоит того, чтобы подождать три часа
Текст: Александр Кондуков
Мы продолжаем разбирать фильмы, насчет которых у зрителей могут быть вопросы: стоит его смотреть в кино или нет. С Тарантино все понятно — он недавно был в Москве, гулял по Красной площади в компании представителей российской власти, о нем пишет пресса, да и мы не молчим. Конечно, вам стоит сходить, чтобы составить особое мнение.
Но в данном случае совсем не важно, идете конкретно вы «на Тарантино» или нет. И Квентина меньше всего волновало то, как вы отреагируете на финал картины, где настроение переворачивается с ног на голову — многие выйдут из зала, просто до него не дотерпев, и будут неправы.
«Однажды... в Голливуде» — это очень герметичный фильм закрытого художника, который удовлетворяет только собственные потребности.
Терпеть Квентина в его хроническом проявлении приятно — кино получилось eye candy с точки зрения оболочки и тяжелым в плане понимания ритма, конструкции и содержания. Это первая роль ДиКаприо с момента получения «Оскара», это Брэд Питт топлесс, это меняющийся голливудский пейзаж конца 60-х, который сейчас тоже меняется. И, как и в ленте, женщины играют в этом далеко не последнюю роль. Особенно, когда они собираются в группы и делаются жесткими и очень опасными.
События развиваются в августе 1969 года, когда банда Чарльза Мэнсона совершила нападение на дом режиссера Романа Полански. Именно там находилась его беременная жена-актриса Шэрон Тейт. Тарантино придумал для блондинки вымышленного соседа в лице Рика Далтона, которого сыграл ДиКаприо. Актер из телевестернов планомерно спивается в компании каскадера Клиффа в исполнении Брэда Питта. Для того, чтобы жизнь героев не была совсем уж тоскливой, на горизонте появляется агент (Аль Пачино в роли условного Кристофа Вальца), который предлагает Рику съемки в гротескном жанровом кино Италии.
Ниже пять причин, по которым стоит посмотреть фильм Тарантино.
1. Исчерпывающая информация о калифорнийской мечте. Если вас вдруг по каким-то причинам интересовало то, что описывается в песне «California Dreaming» (в саундтреке она есть в латинской версии Хосе Фелициано), у Тарантино есть готовые ответы. Калифорнийская мечта — это желание вернуть все вспять, переписать историю, наказать виновных и при этом сохранить бравый вид, заработав приличное количество денег. К этой цели разными путями и идут герои «Однажды... в Голливуде», на стороне которых имеется похвальное желание сменить парадигму жизни.
Тарантино историю и переписывает, помещая героев то ли в делирийный кошмар, то ли в адок, где фотошоп помогает выглядеть привлекательными, но при этом не менее гнилыми и бестолковыми.
2. Ультранасилие, которое никуда не делось. Возможно, любители «Ночей в стиле буги» и Мартина Скорсезе будут пенять Тарантино за медленный темп и изобразительное графоманство (тут спасибо еще и великому некогда оператору Роберту Ричардсону, который в фильме существует вообще как отдельная творческая личность и часто решает какие-то свои стариковские задачи). Но в нужный момент, когда кажется, что «все пропало» и «скорей бы это кончилось», он включает акселератор и начинает давать то, что не умеет ни Скорсезе, ни Пол Томас Андерсон.
Речь идет о бесчеловечной и веселой при этом жестокости в кадре, когда симпатичные с виду герои вдруг начинают звереть, ершиться и в буквальном смысле поливать все огнем. Оцените, как подгорает у Лео.
3. Поп-культура в извращенных формах. Квентин Тарантино так устроен, что ему — словно живописцу — для сочных образов всегда нужен хорошо грунтованный холст. Вы же не ищете драйва в картинах Рембандта? Но их очень интересно разглядывать. Вот и Квентин думает так же, наполняя кадры обрывками старых телешоу по телеку, древних постеров и персонажами, которые вообще не должны были бы появляться в ленте с таким сюжетом. Например, поединок каскадера Клиффа и Брюса Ли — это чистая реализованная детская фантазия Квентина, который, как и многие мальчики, наверняка размышлял, кто кому может в принципе навалять.
Реального персонажа из Голливуда тех лет круче всех изобразил Дэмиан Льюис — его Стив Маккуин (частично внешне это даже Том Джонс) является квинтэссенцией происходящего. Он ностальгический, вяловатый и таинственный. Актерская работа гениальная, Люьис — мастер-имперсонатор (оцените, как он тут разбирается с Кейном).
Любовь к друзьям и одноклассникам для Квентина тоже не является проблемой, и в реализации этого чувство тоже помогает поп-культура. Курт Рассел в «каскадерской» роли (понятно, что с Клиффом в прошлом их связывает броманс, если не больше, именно поэтому «жена нервничает»), Зои Белл, Майкл Мэдсен — все это потакание Тарантино самому себе, как и выставленные в зал грязные женские пятки ряда героинь разных лет.
Полуслепым ветеранам, как (при помощи Брюса Дерна) сообщил в ленте Квентин, тоже требуются сексуальные услуги, поэтому в кадр согнали еще и много ярких девушек, чтобы никто не дай бог не начал рассуждать об импотенции и старческом гействе. Именно поэтому тут Марго Робби и орава девушек, скажем так, чуть менее привлекательных. Например, русалка Пуссикет в исполнении энергичной шатенки Маргарет Куолли.
4. Саундтрек для киноманских пьянок. В теории звуковая дорожка могла бы тоже длиться часа три, но это вы можете сами легко исправить, добавив необходимые песни в плейлист. Баллады — спасение «Однажды в... Голливуде», за них Тарантино всегда цепляется тогда, когда нужно добавить романтики и осмысленности. В музыкальном желе Квентина особое внимание — к психоделическому каверу The Supremes «You Keep Me Hangin' On», который группа Vanilla Fudge записала в 1967 году.
Можно поразмышлять, почему Vanilla Fudge оказались близки Квентину.
Возможно, в силу того, что этот трек был не только постмодернистким опытом своего времени, но и первой психоделической песней на FM-станциях, которая продемонстрировала, что в некоммерческом жанре можно зарабатывать деньги. Yes, Deep Purple (у них на саундтреке есть две песни), Styx и Led Zeppelin следовали этой формуле — попсовая мелодия, заливистый органчик, усталый полупьяный вокал — и добились успеха.
5. Прославление кризиса среднего возраста. Возможно, кризис среднего возраста — не самое креативное состояние для человека, и когда он накрывает человека, в жизни бедняги ничего особенного не происходит. Все замедляется, появляется желание почувствовать себя молодым (возможно, за счет общения с юными девушками), кому-то что-то доказать и проявить геройство. Иногда люди покупают себе спортивную машину и тем ограничивается. Вялотекущее состояние Квентину Тарантино интересно — в целом весь фильм, построенный по известному былинному принципу — «долго сказка сказывается, да быстро дело делается».
То есть герои долго тупили, а потом быстро все решили. Если вы хотите почувствовать то же, что они, немного поерзать в кресле, а потом вздохнуть с облегчением в финале, «Однажды... в Голливуде» — это ваше.