8 августа 1877 года родился Александр Ханжонков, первый русский кинопромышленник
Личное дело
Александр Алексеевич Ханжонков (1877—1945) родился в поселке Верхне-Ханжёновский, (сейчас Нижняя Крынка в Донецкой области Украины) в семье отставного казачьего офицера. После окончания в 1896 году юнкерского училища был принят в один из лучших казачьих полков в Москве — Донской первый. Через год 20-летний казак был произведен в офицеры. Участвовал в русско-японской войне 1904—1905 годов. Из-за переохлаждения заболел ревматизмом. В 1906 году в чине подъесаула вышел в отставку, получив выходное пособие в 5000 рублей.
Как-то раз после увольнения заглянул в Ростове в небольшой «биограф», как тогда — по марке французского киноаппарата — называли кинотеатр. Там шли четыре короткометражки, включая и первый фильм в истории «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» (1896).
В тот же год, когда вышло «Прибытие поезда», сводный брат Ханжонкова приобрел в Париже кинопроекционный аппарат с несколькими фильмами. Теперь же Ханжонков на полученные после службы деньги решил заняться кино уже не как развлечением, а как бизнесом. Для этого он поехал во Францию, где приобрел несколько лент. Не доезжая до Москвы, еще в Варшаве, сумел их выгодно перепродать. В том же 1906 году в Москве Ханжонков вместе с другими пайщиками открыл первое в стране ателье по прокату фильмов. Фирма «А. Ханжонков и Ко» помимо проката сама «делала съемки с натуры» (снимала выезды императорской семьи, военные парады), а также торговала фильмами, «волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами для фабрикации всех этих предметов».
В конце 1908 года ателье выпустило свой первый игровой фильм «Драма в таборе подмосковных цыган». Для работы над последующими лентами Ханжонков привлек сценариста, начинающего режиссера Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома — прототипа дворца культуры.
В 1909 году ателье Ханжонкова выпустило целый ряд немых короткометражек: «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба XVI столетия», «Ванька-ключник» и другие.
Компания экранизировала русскую классику, народные сказки и песни.
Кинопромышленник работал вместе со своей женой Антониной, которая в 1901 году родила ему сына Николая. Она занималась костюмами, поиском актеров, вместе с мужем сочиняла сценарии, которые они подписывали сокращением «Анталек» (АНТонина и АЛЕКсандр). В 1910 году Ханжонков влюбился в 17-летнюю монтажерку своей фабрики Веру. В том же году Вера Попова родила ему дочь Нину, став ему вскоре официальной помощницей, а позже — женой.
В 1911 году студия Ханжонкова выпустила первый в стране полнометражный фильм (1 час 40 минут) «Оборона Севастополя» о событиях Крымской войны 1853—1856 годов. Бюджет фильма составил гигантские по тем временам 40 000 рублей. Николай II бесплатно предоставил в распоряжение режиссера Василия Гончарова регулярные войска для массовки.
После показа драмы императорскому дому царь принял решение обложить киноиндустрию налогом.
В начале 1912 года «Торговый дом А. Ханжонкова» был преобразован в акционерное общество, ставшее лидером в России по производству картин. Уставной капитал общества составлял 500 000 рублей.
В том же году Ханжонков создал объединение кинопроизводителей — прообраз Союза кинематографистов. В 1910-х годах компания Ханжонкова стала издавать журналы «Вестник кинематографии» (Москва) и «Синема» (Ростов). С 1915 года выходил журнал «Пегас», посвященный культурным событиям — театру, музыке, литературе и, конечно, кино.
В 1913 году Ханжонков открыл первый в Москве электротеатр «Пегас» — самый большой кинотеатр в России.
Весной 1917 года пионер кинематографа, уже не передвигавшийся без костылей или инвалидного кресла, вместе с труппой отправился в Ялту, где основал ателье и начал снимать новые фильмы. С этого киноателье началась Ялтинская киностудия.
После разгрома армии Врангеля в ноябре 1920 года вместе с двумя супругами и детьми Ханжонков уехал в Константинополь, затем в Милан и Вену, где безуспешно пытался наладить кинопроизводство.
Он финансировал эксперименты со звуковым кино, пытался привлечь к съемкам эмигрировавших мхатовцев, однако лишь истратил все свои сбережения.
В 1922 году по приглашению наркома просвещения Анатолия Луначарского вернулся на родину.
В 1923 году официально женился на монтажнице Вере Поповой, работал киноконсультантом и — всего девять месяцев — директором одной из студий Пролеткино. В 1926 году был арестован «за перерасход средств и невыполнение плановых обязательств». Приговорен к шести месяцам тюрьмы, амнистирован в зале суда, но лишен всех гражданских прав. Кроме того Ханжонкову запретили заниматься кинематографом.
После этого он вместе с женой поселился в Ялте, где им выделили проходную комнату. В 1934 году написал письмо председателю кинофотоуправления СССР Борису Шумяцкому с просьбой «помочь войти в рабочую семью советской кинематографии полноправным ее членом». В противном случае, писал бывший киномагнат, его семье грозит «смерть от недоедания».
Просьба совпала с 15-летием советского кино, Ханжонков был реабилитирован и получил небольшую персональную пенсию в 350 рублей. Тогда же пионер кино засел за мемуары, которые в сильно отредактированном виде вышли в 1937 году под названием «Первые годы русской кинематографии».
В 1941-м, когда Ялту оккупировали немцы, новая власть решила использовать Ханжонкова в деле пропаганды. Его семье выделили две комнаты в его же бывшем особняке. Нацистская газета «Голос Крыма» вышла со статьей «Отец русской кинематографии», где говорилось, что с приходом немцев «Ханжонков, хотя и прикованный к креслу, бодро смотрит в будущее и уверен, что он сможет поработать в любимой области».
Несмотря на статью, после освобождения Крыма советскими войсками Ханжонкова не трогали.
26 сентября 1945 года Александр Ханжонков умер в собственной постели в возрасте 68 лет.
Чем знаменит
Один из пионеров русского кинематографа, успевший испробовать все должности в кинопроизводстве, кроме актерской. Стал известен прежде всего как продюсер и кинопромышленник. Вклад Ханжонкова в развитие отечественного кино огромен: от выпуска первого в мире кукольного фильма в 1912 году, до создания прокатной сети по всей империи. Он приглашал сниматься известных людей, первым в стране стал держать постоянную труппу актеров и режиссеров.
К 1914 году компания Ханжонкова контролировала треть кинопроката в России, выпустив уже сотни фильмов.
Ханжонков был первооткрывателем ставшими звездами кинематографа статистки Большого театра Веры Холодной и провинциального актера Ивана Мозжухина.
О чем надо знать
В ателье Ханжонкова впервые в России появился специальный отдел для съемок образовательных и научно-популярных фильмов. Выпускались ленты по медицине, географии, биологии, сельскому хозяйству. При этом и здесь киномагнат старался быть новатором. В фильме «Пьянство и его последствия» вместе с документальными кадрами, где показывались отклонения в развитии у детей алкоголиков, присутствовали и игровые сцены. Актер Иван Мозжухин изображал алкоголика, который видит вылезающего из бутылки черта.
В 1916 году Ханжонков предложил министерству путей сообщения оборудовать четыре вагона «для эффективного распространения современных научных знаний среди рабочих и крестьян». Ленин после революции включил эти вагоны в состав первого агитационно-инструкторского поезда ВЦИК.
Прямая речь
О Вере Холодной и Иване Мозжухине («Первые годы русской кинематографии»): «В 1915 году фирма пригласила Веру Васильевну Холодную. Ее нашел в толпе статисток Евгений Францевич Бауэр. Для дебюта малоопытной артистки Бауэр выбрал соответствующий сюжет. Героиня была освобождена от какой-либо игры. Она появлялась на экране зачарованной, под гипнозом. «Песнь торжествующей любви» по Тургеневу как нельзя больше подходила для нашей цели.
Чутье художника не обмануло Бауэра: молодая, не искушенная даже театральным опытом Холодная своими прекрасными серыми глазами и классическим профилем произвела сенсацию и сразу же попала в разряд "кинозвезд", восходящих на русском горизонте.
В этом же сезоне наша фирма понесла не только большую, но и незаменимую утрату: ушел [в киноателье Иосифа Ермольева] Иван Ильич Мозжухин. В течение нескольких лет, с 1909 года, Мозжухин настойчиво изучал все тайны киносъемки, медленно, начиная с маленьких выходных ролей, завоевывая себе все больший и больший успех. <…> тут не было места каким-то корыстным соображениям: был уязвлен в своем артистическом самолюбии. Режиссер Чардынин на роль Леона Дрея в новой постановке пригласил артиста театра Корша Радина. Мозжухин без всяких объяснений ушел к Ермольеву».
Из письма к председателю кинофотоуправления Борису Шумяцкому: «Мое положение и в моральном и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться <…> с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным ее членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге — смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обреченным вместе со своею женою».
5 фактов об Александре Ханжонкове
- Был потомственным казаком, гордился своим происхождением и тем, что его дед был знаком с Пушкиным, а отец стоял в почетном карауле при короновании Александра II.
- Помимо Ханжонкова в России был еще один основатель отечественного кино, его вечный конкурент Александр Дранков, снискавший славу кинолетописца начала XX века, а также мастера кражи идей конкурентов.
- В 1908 года инженер-железнодорожник Василий Гончаров написал первый в России сценарий по мотивам песни «Из-за острова на стрежень». Съемки фильма проходили в Сестрорецком Разливе в Петербурге, где позже скрывался от полиции Ленин. Продюсером выступал киномагнат Александр Дранков. Сценаристу не понравилась работа Дранкова, и он переметнулся к Ханжонкову, вместе с которым сделал известные киноработы: «Песнь про купца Калашникова», «Выбор царской невесты», «Русская свадьба в XVI веке».
- Для работы над картинами киномагнат приглашал столичных актеров, художников Виктора Васнецова и Владимира Маковского. Композитор Михаил Ипполитов-Иванов писал музыку, которую затем в кинотеатрах играли таперы.
- Ханжонков умел договариваться со всеми и отлично продвигал свои картины. Так, в 1911 году для рекламы довольно слабой в художественном отношении «Обороны Севастополя» кинопромышленник использовал имя царской семьи. Картину анонсировали как «удостоенную счастья быть представленной Государю Императору». Тогда же Ханжонков создал новую систему проката — передал владельцам прокатных контор все права на демонстрацию картины в определенных губерниях и городах, взяв с них предоплату за картину по цене обработанной пленки.