В редакцию ABW.BY один из читателей прислал видео с эвакуацией автомобиля в Барановичах. Автор ролика уверен, что все происходило с явными нарушениями закона. Основные замечания: при этом процессуальном действии и осмотре авто не присутствовали понятые, протокол осмотра не составлялся.
Мы внимательно посмотрели сюжет, и сразу отметим, что начинается он с момента, когда автомобиль уже готовится к подъему на эвакуатор, сотрудник эвакуирующей организации проводит манипуляции по закреплению транспортного средства. Что было до этого, видео не показывает, но пользователь утверждает, что такие нарушения имели место.
Что же, поверим на слово, как говорится, и примем версию читателя за основу, учитывая, что он обратился с официальным заявлением по данному поводу в компетентные органы и копию этого обращения нам предоставил. Исходя из озвученных данных, проанализируем ситуацию.
Нормативных актов, регулирующих процесс эвакуации автомобиля, на самом деле немного. Основной из них - Постановление СМ РБ №986, которым введена в действие Инструкция о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства.
В соответствии с этим документом при принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства сотрудником Государственной автомобильной инспекции проводится осмотр такого транспортного средства с соблюдением требований ст.10.13 ПИКоАП, о чем составляется протокол. При наличии возможности производится фото- или видеосъемка транспортного средства, материалы которой приобщаются к делу об административном правонарушении, о чем делается отметка в протоколе.
Как видно на видео, фото- или видеосъемку инспектор ГАИ, руководивший процессом эвакуации, делает на мобильный телефон, и в этой части все по требованиям инструкции. А вот отсылка к нормам ПИКоАП требует отдельного обсуждения.
Статья 10.13. Осмотр
6. Осмотр транспортного средства проводится в присутствии лица, управляющего этим транспортным средством, либо собственника, либо представителя собственника, а при невозможности обеспечить их участие - в присутствии не менее двух понятых. Осмотр маломерного судна проводится в присутствии лица, управляющего этим маломерным судном, либо судовладельца, либо его представителя, а при невозможности обеспечить их участие - в присутствии не менее двух понятых.
Как в основном бывает, при эвакуации за нарушение правил парковки (стоянки) собственник не присутствует, так как в ином случае эвакуация бы не применялась.
Статья 8.10. Задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства
1. Работник Государственной автомобильной инспекции вправе производить задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства и доставлять его на охраняемую стоянку, если лицом, управляющим транспортным средством, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьями 18.16 и 18.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения. При совершении водителем административного правонарушения, предусмотренного частями 1-4 статьи 18.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, работники Государственной автомобильной инспекции вправе произвести принудительную отбуксировку (эвакуацию) таких транспортных средств на охраняемую стоянку, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.
Поэтому закон требует наличия не менее двух понятых, но водитель эвакуатора или иное лицо, имеющее к процессу эвакуации косвенное отношение, таковыми являться не могут. Хотя редакция ABW.BY сталкивалась со случаями, когда водитель эвакуатора являлся одновременно и понятым. И это нарушение.
Статья 4.10 ПИКоАП. Понятой
1. Понятым является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве процессуального действия для удостоверения его факта, хода и результатов.
Понятой по закону не должен быть заинтересован в исходе дела. Но вот ранее в некоторых спорных ситуациях представители организаций, которым принадлежит эвакуатор, нас неоднократно заверяли, что водитель эвакуатора - лицо незаинтересованное. Мы парировали такие утверждения, ведь организация получает доход за оплату своих услуг (пусть и принудительно в некоторых случаях), а водитель получает у них зарплату. Многие водители вообще, как говорится, "на сделке сидят": больше "нацепляют" автомобилей - больше по итогу получат.
На видео понятых мы не видим, составления документов - тоже. Из всего того, что обязывает делать инструкция, мы можем говорить только о съемке инспектором на телефон самого автомобиля. Мы, конечно, надеемся, что "все остальное", что требует закон, осталось за кадром.
Евгений ГРАЧЕВ
ABW.BY
Материалы по теме:
"Охота" на авто без техосмотра начнется в Беларуси 7 августа. ГАИ: будем сверяться с базами данных