Обмен опытом
Сообщение «Роль здоровьесберегающей технологии в процессе обучения», которое было сделано на заседании МО учителей русского языка и литературы СОШГ № 1 по итогам педсовета, где рассматривался вопрос о необходимости здоровьесберегающей технологии в процессе современного обучения.
Вашему вниманию предлагается обмен опытом работы, который знакомит с задачами, стоящими перед преподавателями русского языка и литературы современной школы; позволяет наглядно увидеть, как на заседании руководитель методического объединения продолжает разговор о том, что рассматривалось на педсовете и методическом совете, используя результаты анкетирования и материал школьного психолога; дана характеристика обычных школьников; цели и задачи здоровьесберегающей технологии; указаны, какие факторы, оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье учащегося; выделены несколько компонентов здоровья; названы основные принципы здоровьесберегающей технологии; приведены примеры приёмов, позволяющих осуществить применение здоровьесберегающей технологии на практике, ссылаясь на то, что это приёмы Технологии встречных усилий учителя и учащегося, по которой работает автор уже много лет.
Необходимо, чтобы девиз медиков «primo non nocere!»
(«прежде всего не навреди!»), стал девизом и педагога.
Одной из главных задач, определенных стратегией «Казахстан 2050» и стоящих перед системой образования и наукой республики, является воспитание культурной и образованной молодежи, которой в недалёком будущем предстоит продолжить преобразования в стране и нести созидательную работу для процветания Казахстана и всех его граждан.
Задачи, стоящие перед преподавателями русского языка и литературы современной школы разнообразны. Мы должны всё: не только учить грамоте, но и готовить молодое поколение, которое должно уметь гибко приспосабливаться к стремительным изменениям, происходящим в мире, влияющим на происходящие социальные перемены, а также воспитывать личность с активной позицией в жизненных обстоятельствах, критически мыслящих, способных к пониманию других людей и сотрудничеству, возрастающей личной ответственностью, за свое самообразование, самосовершенствование и карьерный рост.
Что мы видим в реальной жизни? Давайте вспомним, администрация школы и психолог на педагогическом совете нас познакомили с результатами собеседования, анкетирования в процессе обучения учащихся, сделав анализ опыта работы школы, приведённые цифры многим из нас по-казывают, что у современных школьников:
- Низкий показательный уровень;
- Низкая активность в изучении;
- Недостаточно развиты мыслительные способности;
- Не могут четко оформить свою мысль;
- Не осознают необходимость овладения теми или иными знаниями.
С другой стороны, мы знаем и то, что учащиеся испытывают потребность в деятельности, которая ведет к приобретению знаний, понимают, что без знаний нельзя успешно организовать жизнь, производственную деятельность, правильно мыслить, правильно действовать. Но заставить себя серьёзно заниматься по всем предметам 84% учащихся не могут, слишком устают в течение дня в школе, что и заставляет ребят делить предметы на главные и второстепенные. И когда в раз-ряд вторых попадает литература, приходится иногда даже перестраивать урок. Эти тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения подрастающего поколения по литературе и словесности.
На первый план при обучении выходят не функциональные компетенции, а воспитание таких личных способностей учащегося, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самому определить образовательную траекторию, карьерный рост, понимание других людей и сотрудничество. Поэтому в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказы-ваются наиболее эффективными для данной цели.
Всё больше и больше применяются на уроках литературы ИКТ. Главной отличительной чертой интерактивных метод обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, кото-рую стимулирует педагог из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы. Всё это ведёт к перегрузке всех участников процесса: учащихся и учителей. Вот поэтому возникает необходимость перед школой и учителем в частности на сегодняшний день ставить ещё одну задачу — это создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создание механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. На заседании Методического совета школы были озвучены цели и задачи:
- Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.
- Активизировать проблему сохранения и укрепления здоровья школьников в педагогической деятельности.
- Содействовать овладению педагогами приемами, методами и формами дифференцированного педагогического воздействия на формирование мотивации учащихся к ЗОЖ.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьников.
— От чего зависит здоровье человека?
— Какие факторы влияют на здоровье ученика?
— Насколько далеко здоровье школьников от благополучного? — всё это вопросы не к меди-цинским работникам школы, а к нам, педагогам.
Мы должны определиться, что мы понимаем под понятием здоровья.
Здоровье — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут (Ж. Лабрюйер). Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (из Устава Всемирной организации здравоохранения)
Можно выделить несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека.
- Физическое здоровье — уровень роста и развития органов систем организма.
- Психическое здоровье — состояние психической сферы, душевного комфорта.
- Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей
Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению. На помощь придёт классный руководитель, который знает о детях больше, чем предметник. И если ребёнок перестал заниматься, то, уважаемые коллеги, давайте попрубуем не ругаться, а разобраться, возможно, что-то гложет ученика.
В соответствии с выявленными заболеваниями определяется система медицинских и педагогических мероприятий. Эти мероприятия имеют конкретную цель: восстановление утраченных резервов здоровья ребенка. Но вместе с тем у них разные задачи и средства.
Задачи медицинских работников: выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения, а также дальнейшая профилактика выявленных заболеваний.
Что касается нас, то основная наша задача — создание необходимых условий, отвечающих состоянию здоровья школьников.
Но мы должны знать, какие факторы, оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье учащегося:
- Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
- Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их со-стояния здоровья.
- Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.
- Внутришкольные факторы (гигиенические условия, организация учебно-воспитательного процесса).
Что же такое школа со здоровьесберегающей средой?
Это прежде всего такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой, где учащемуся приходится получать знания.
Это педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, эффективная коррекционная и реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидума, методики включения учащихся в здоровье сберегающую деятельность, способы формирования личностных концепций здоровья, выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях.
Создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть школьник, является основой формирования здоровьесберегающей среды учебного заведения.
Необходимо, чтобы девиз медиков «primo non nocere!» («прежде всего не навреди!»), стал и девизом всех педагогов.
Каковы основные принципы здоровьесберегающей технологии?
- Принцип: не нанеси вреда
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
- Принцип триединого представления о здоровье (физическое, нравственное и психи-ческое здоровье).
- Принцип непрерывности и преемственности (ежедневно и на каждом уроке).
- Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (индивидуальный подход к учащимся).
- Принцип соответствия содержания и организации обучения.
- Принцип активных методов обучения.
- Принцип позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, по-рицаниями)
- Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но исходя из этих принципов, не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учётом работоспособности учащихся;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Согласитесь, всё это не трудно делать, но мы жалеем время на это, главное: объяснить, спросить, закрепить…
А на последок…
хочется сказать, что здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с са-мого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеять-ся, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллек-туально, духовно, но и физически. А только здоровый ребёнок эффективно обучаем. Да ещё, давайте вспомним содержание произведения древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни», одно из классических произведений античной литературы, где прямо сказано:
Зевс поколенье людей говорящих погубит и это
После того, как на свет они станут рождаться седыми.
Практические советы: В учебнике «Психология» В. А. Крутецкого, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан… с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением рабо-тает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность — вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания».
Приёмы, позволяющие осуществить применение здоровьесберегающей технологии на прак-тике, это приёмы Технологии встречных усилий учителя и учащегося, а именно:
1. Смена заданий по желанию учащегося
2. Предоставление выбора при выполнении домашнего задания
3. Приём «Даю шанс»
4. Приём: «Удивляй!»
5. Коллективная игра «Колобок», где мяч идёт по кругу и каждый должен сказать комплимент друг другу, подчёркивая положительное в человеке.
6. Попытка найти свои причины в отставании «Я не волшебник, я только учусь…»
7. «Рассказ по цепочке», к примеру Каждый человек кузнец своего счастья: вы сегодня счаст-ливы — почему?
8. Так хочется, чтоб были все счастливыми! — поделись своим весёлым настроением. Сделай мир вокруг себя чистым и добрым, начерти магический круг, куда не проникнет горе.
9. «Отправляемся в путешествие». Учитель говорит:
— Кого и с чем я с собой возьму? Дети должны догадаться причину, почему я кого-то беру с чем то, а кого-то с этим же предметом не беру, (Света — предметы на с. Нина — н и т. д.)
10. Различные физминутки: их очень много на портале видеоуроки, к примеру Поезд едет скрежеча: же-че-ща, же-че-щаи т. д., обязательно двигаем бёдрами и всем телом.
11. Игра «Справочное бюро» Выбери слово, соответствующее лексическому значению. Колорит, компонент, комфорт, компромисс. («Составная часть чего-либо»).
12. Энциклопедия одного слова: Использовать словарь.
Выполз кот и сидит у корытца,
Умывается бархатной лапкой,
Вот мальчишка в рубашке из ситца,
Пробежав, запустил в него бабкой.
А. Белый.
13. «От каждой буквы — столбик — слово»
Учитель пишет на доске одно и то же слово столько раз, сколько команд будет участвовать в игре. Представители команд по очереди подходят к доске и пишут по вертикали слова, начи-нающиеся с букв, составляющих написанное слово. Условия:
1) Это должны быть слова, например, только II-склонения;
2) Слова не должны повторяться;
3) Слова должны быть написаны правильно.
К о р п у с
р к о у к у
о н г с р г
т о к о р
п о
б к о р п у с
р б а о с а
а р з л п п
н ы б ё е о
в о т х г
р к о р п у с
о р е у р ю
с е к л о р
т х о ь к п
ю р т р
м д и
з
14. Если мы видим, что ребёнок не способен воспринимать материал, следует задать ему не прямой вопрос, а к примеру, каким животным (предметом) ты себя сейчас представляешь? и так далее.
15. Здороваться с ребятами нестандартно, например:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда —
Вниманье ваших умных глаз.
16. Проводить «Лингвистические разминки», например, исправить буквы-орфограммы (работа организовывается в шахматном порядке, дети не встают с мест и отвечают устно, исправляя учителя, который нарочно говорит неверно: вез-де слышно — з, и.
Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_корыстный.
В_лететь, в_бешенный, _дремнуть, в_тревоженный.
Ра_продажа, ра_двоение, ра_чесать, ра_щедриться, ра_биться.
Чере_чур, чре_мерный.
Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью.
17. Самоанализ своей деятельности на уроке «Тема пройдена, но…» что?
И ещё очень много приёмов, которые знает каждый из нас.
Литература
- Учебник «Психология» В. А. Крутецкого
- Устав Всемирной организации здравоохранения
- Гесиод «Труды и дни»
- Материал педагогического совета школы «Современные технологии обучения»