Вот, по вашему мнению, какой балет набил оскомину больше (даже тем, кто его не смотрел): Щелкунчик или Лебединое озеро? Я за второй вариант, потому что создается впечатление, что все поголовно могут представить себе умирающего лебедя и даже вспомнить, под какую музыку он (так-то она) отдает концы. И трагически огромное количество людей имели несчастье наблюдать «Танец маленьких лебедей», исполняемый Plus-size родственниками на чьей-нибудь свадьбе. Я уже не говорю об исторической нагрузке, которую этот балет получил из-за того, что именно его транслировали по всем (двум) каналам в дни смерти генеральных секретарей СССР, а также во время августовского путча 1991 года. Так что у людей от 35 и старше, возможно до сих пор что-то сжимается внутри, когда они слышат музыку Чайковского из этого балета. Но есть терапия!
Мэтью Борн постарался, так что посмотрев его версию, вы гарантированно очистите свои лебединноозерные рецепторы и навсегда перезапишите эту ячейку в своей памяти. Возможно, вас начнут мучить кошмары, а может, вы проходите в задумчивости несколько дней, а потом облегченно вздохнете и продолжите счастливо жить дальше – кто знает… Но равнодушным не останется никто!
За ходом повествования будет очень легко следить, потому что у героев нет имен, так что не будет всего этого: Микаэла поспорила с Азученой, из-за чего сеньор Бертолло вынужден был отказать кузену Жаку-Себастьяну в помощи, но, к счастью, позже выяснилось, что мать Сюзанны – это двоюродная сестра соседки Дона Маркелло, поэтому они договорились, что вместе пойдут к отцу Кристофу, чтобы уговорить Микаэлу простить Азучену и ее приемного сына Жоафа. Тут у нас будет Принц, его отстраненная, но стильная Мать, Личный Секретарь, Подружка (Принца), Лебедь/Незнакомец, а также лебеди, придворные, народ, гости, врачи, прохожие.
Итак, Принца воспитывает Мать, что случилось с его отцом мы никогда не узнаем. Мать во всем и всегда за соблюдение правил и придворного этикета, но при этом, особо не скрываясь, чуть ли не по паре раз в день развлекается с придворными мужчинами, в основном, военными. Видимо, это давно установленная и принятая всеми практика, потому что на параде у молодых гвардейцев на лице читается готовность и желание быть выбранными в этот раз. Принца это иногда коробит, но в открытый конфликт с Матерью он из-за этого не вступает. Нам недвусмысленно дают понять, что бытовых и материальных трудностей королевская семья не испытывает: количество слуг на душу Принца зашкаливает, только на утреннем туалете их не менее шести, и самостоятельно Его Высочество даже зубы не чистит.
Но зато их с Матерью день расписан поминутно: они участвуют в парадах, награждениях, открытии школ и выставок, бесконечно пожимают руки и восхищаются новыми творениями своих подданных. Принц особенно восхитился статуей а-ля греческий атлет, так как он весь в Мать, и тоже ценит мужские формы (но менее открыто и никто в очередь к нему не выстраивается).
Принц выполняет свой долг перед государством, но постоянно страдает. Почему? Ясное дело потому, что не нужна ему вся эта роскошь, почитание, трон и корона, а нужны простые человеческие радости и объятия Матери! Ну, все это crap, который представляют люди, не имеющие ни малейшего понятия, как растут и воспитываются дети в королевских семьях даже сейчас, не говоря уже о том неопределенном времени, в котором идет «Лебединое озеро», из-за чего появляются книги и фильмы, в которых принцы и короли позволяют себе публичные истерики и сбегания из дома. Вы когда такое в последний раз видели в реальной жизни? При дворе Людовика XIV? Так с тех пор должностные инструкции сильно поменялись! Сейчас налогоплательщики такое не любят! Если уж твой род обошла революция в свое время – радуйся и не подводи своих подданных!
Но тут у нас сказка, так что да, принц часто истерит и «идет наперекор условностям», например, выбирает (ну, как выбирает…это, скорее, выглядит так, что никого под рукой больше не было, а она проявила инициативу…короче, вы сами понимаете, как это бывает!) себе девушку, которая точно не понравится Матери: большую, широкоплечую, яркую, громкую, невоспитанную, в неимоверно коротком блестящем платье.
План сработал – Мать не в восторге, так что вынуждена на него смотреть и говорить с ним об этом. Принц хочет выжать из ситуации все, что можно, и выводит девушку в свет – на Королевское Гала-представление, так что мы имеем возможность видеть, прелесть что такое, балет в балете! С одной стороны, в этом нет ничего необычного, очень часто один акт отдан под королевский праздник, где мы просто любуемся на сменяющие друг друга па-де-де, мало относящиеся к повествованию. Большую часть такого акта главные герои сидят в сторонке и приветливо улыбаются. Но не тут! Мы видим сцену театра и Королевскую ложу, так что можем в полной мере насладиться реакцией всех главных героев на происходящее на сцене и друг на друга. Девушка ржет (нет, я не оговорилась, она не смеется и не хихикает, она ржет, как конь), закатывает глаза и даже предается грусти, короче, полностью живо погружается в представление, Мать ведет в себя в высшей степени сдержанно и благовоспитанно, но понятно, что она готова отправить Девушку на урановые рудники в колониях, Принц выступает ненадежным буфером между ними. Балет, который они смотрят, потрясающе смешной, нелепый и утрированно-классическибалетный. Там какие-то феи, нимфы, пастушок (или охотник, или переодетый граф), любовь и прыжки. Есть и капелька феминизма: когда на пути счастья феи и пастушка встают лесные чудища, фея сама расправляется с ними с помощью топора, за чем следует хэппи-энд. Чтобы мы окончательно поняли, насколько Девушка не королевского круга, нам показывают, как у нее во время представления звонит телефон, падает на сцену клатч и скрипит стул.
Королева-мать все терпит до дома, но там безаппеляционно дает понять, что не потерпит больше таких девушек, но Принц перед этим разговором уже поддал, так что посмел спорить. Эта довольно короткая сцена настолько напичкана символизмом и трагизмом, что ее можно расписать на 5 страницах, но я попробую это сделать в паре строк. Это все-таки балет, там особо не поговоришь, так что надо полагаться на визуальный ряд. Принц стоит перед зеркалом, а на стене за его спиной мы видим гигантскую тень человека в раме, из которой он не решается выйти. Приходит мать, снова не выказывающая ни малейших родственных чувств, отчитывающая за выбор спутницы и пьянство в одиночестве. И тут у Принца происходит эмоциональный всплеск: кажется, он готов ее убить ну, или, не хочется так думать, но, судя по всему, он недалеко ушел от другого персонажа королевской крови – царя Эдипа. Но Королева не только дипломатически, но и физически не промах, так что она отбивается от его атак, возвращает себе нейтральное выражение лица и, буквально, ставит Принца обратно на ноги и в рамки.
Принц эмоционально раздавлен и ищет отдохновения в ближайшем клубе Swank bar*. Там находится его Девушка, которая уже танцует с другим. Принц не пользуется успехом и у других посетителей. Уровень заведения, судя по сутулой, курящей папиросу стриптизёрше**, оставляет желать лучшего. Его Высочество ищет приключений и провоцирует спутника Девушки на драку. Их разнимают, но Принца вышвыривают на улицу под вспышки папарацци. Все это время за ним тайно следовал Личный Секретарь, который не преминул предложить Девушке деньги, чтобы она оставила Принца в покое. Та с негодованием отказывается.
Слегка трезвеющий помятый Принц идет в городской парк. Мы, конечно, думаем, что сейчас будет очередная демонстрация его бунтующей сущности, и он начнет делать что-нибудь вызывающее, например, кормить лебедей, хотя таблички это строго запрещают! Но нет, все гораздо хуже. Не видя иного выхода из ситуации, он пишет предсмертную записку и направляется к озеру. Но озеро-то не простое, а волшебное! То есть, Лебединое! И при свете полной луны Принц видит лебедя, плывущего вдоль берега. Эта картина завораживает, он забывает, зачем пришел, а потом прилетает остальная стая, и он то пытается подойти поближе, чтобы полюбоваться на взмахи их крыльев и изгиб шей, то в страхе отбегает, когда они начинают угрожающе шипеть и окружать его.
И эти птицы радикально отличаются от классических нежных созданий оригинального ЛО! Они абсолютно и несомненно мужчины, которых, несмотря на различия в размере, цвете и внешнем виде, объединяет ощущение мощи, атлетичности, уверенности в себе и плохо скрываемой или открытой агрессии. Они иногда ухмыляются, но никогда не улыбаются, они стая, и даже их танцы здесь не для того, чтобы продемонстрировать красоту и привлечь внимание, а чтобы показать сплоченность и силу. Да, это вам не русские балерины, которые могут стоять на одной ноге, как залитые в бетон, кое-кто из этих лебедей пошатывается и никак не может держать руки симметрично, но общей картины это не портит. Общую картину портит вызывающее отсутствие эпиляции груди и подмышек у некоторых лебедей, но я понимаю, что аудитория разнообразна, и надо угодить всем, так что сделаем вид, что сейчас не было этого всплеска слегка сексистского лукизма.
Принц не может оторвать взгляд от вожака стаи, так как тот воплощает все, чего ему не хватает: свободу, уверенность, лидерские качества и сочетание внутренней и внешней силы. Но Лебедь не подпускает его к себе, он взлетает или настолько мощно нависает, что Принца отбрасывает. Но он неотступно следует за вожаком, пока тот не позволяет ему подойти ближе и даже вторгнуться в его личное пространство.
В конце концов, лебеди улетают, а мы понимаем, что у Принца окончательно сносит голову: на его лице впервые появляется блаженная счастливая улыбка, он рвет прощальную записку и на крыльях любви улетает домой с обретенным, наконец-то, пониманием, кто же он.
По всей видимости, после этого Принц зачастил по ночам на озеро, а из дворца начал пропадать хлеб…
И вот во дворце торжественный прием: пресса, высшее общество, все, как положено. Что интересно, танцы на королевском балу те же самые, что мы видели в подозрительном баре, в который наведывался Принц, просто в чуть более плавной версии. Сначала. К концу вечера разница уже едва различима, а гости то и дело норовят начать танцевать на столах.
Королеву, кажется, уже чуть меньше тошнит от Девушки, а вот Принца – не факт. Он демонстративно отказывается танцевать со своей спутницей и ходит слегка потерянный, пока из ниоткуда не появляется он, Незнакомец, который, как и положено незнакомцам, весь в черном и излучает загадочность.
Принц тут же решает, что это тот самый Лебедь, зритель думает: «Что?! Бред какой-то! Тот был с черной полосой на лице, и вообще, птица!» Но в какой-то момент Незнакомец ка-а-а-ак нарисует себе полосу, и мы все такие: «Ого! Ничего себе!!!». Ну, на самом деле, все и без этого понятно. Непонятно только, как Незнакомец проник во дворец. Аааа! Он же лебедь! Он приземлился на балкон, а там превратился в человека! Уф! Тогда норм. Так вот, Незнакомец изредка бросает взгляды на умирающего от восторга Принца, но подчеркнуто его игнорирует, развязно танцуя со всеми присутствующими дамами, время от времени предаваясь с ними легкому и средней тяжести петтингу и паре-тройке поцелуев, в перерыве закидываясь шотами и куря в помещении.
Дамы от этого почему-то в восторге, млеют и складываются штабелями. Принц терпит, время от времени робко демонстрируя, что тоже может танцевать женщину. Но тут Незнакомец направляет свои незнакомческие темные чары на Мать, и это уже слегка слишком. До этого Принц, видимо, успокаивал себя тем, что пока все прямо по учебнику: Лебедь ушел в отрицание, всеми этими распущенными плясками убеждая в своей непоколебимой любви к женщинам не окружающих, а себя, но поднять руку на грудь Королевы?! Два вида ревности одновременно вызывают шквал ярости, которая уносит куда-то всех гостей, и Принц с Незнакомцем остаются наедине, и могут, наконец, потанцевать и выяснить отношения. Все, кажется, идет хорошо, пока Незнакомец снова не переключается в режим «Я просто был пьян, ты не так все понял». Похоже, Королева не экономила ни на чем, кроме психологов: Принц даже не пытается больше успокоиться или найти какие-то пути решения конфликта, а тут же бежит за оружием. Все в шоке, Секретарь тоже выхватывает пистолет, суматоха, паника, погибает Девушка, которая пыталась закрыть собой Принца. А ведь она была единственным последовательным и, как ни странно, адекватным и положительным персонажем! После ее безвременной кончины рассчитывать на счастливый хоть для кого-то конец не приходится.
Из-за обилия свидетелей инцидент не удается замять, и Принца помещают в психушку, где лечат электрошоком, и вереница врачей превращается для него в бесконечное повторение Матери… И эта сцена — одна из самых жутких в истории мирового балета…
Очнувшись от пытки током, Принц начинает умирать от одиночества и отчаяния, но тут появляется слегка раненый, но раскаявшийся Лебедь. Не успевает ни Принц, ни мы обрадоваться, как из ниоткуда, один за другим, налетают остальные члены стаи, встают между принцем и Лебедем и не дают им подойти друг к другу, изо всех сил защищая семейные ценности и межвидовое разделение. Принц пытается прорваться, но его клюют и бьют крыльями, Лебедь защищает его, но сородичи разрывают его на части. Принц от горя умирает, Королева в шоке и раскаянии, мы видим, как призрак Лебедя уносит душу Принца.
В этом балете множество поводов разрыдаться, но нужно держаться, потому что все время хочется смотреть, что будет дальше! А еще мешает куча смешных моментов! Один корги на колесах чего стоит! И бабка в парке, которая не может не напоминать Елизавету II, и все эти парочки, которые пришли на бал, и… Вообщем, это надо видеть! И я никак не смогу описать костюмы и танцы, взгляды и жесты! Мэтью Борн сделал из балета какой-то новый жанр, из которого исчезли пуанты и пачки, но добавилось эмоциональное потрясение, которому обычно мешает некая условность классического балета.
11 из 10.
*ну, вы поняли? swank — немного похоже на swan (лебедь), но переводится, как «шикардосный», не «шикарный», не «роскошный», а такой довольно дешевый, но делающий вид, что он больше, чем есть на самом деле.
**честное слово, в одном ее выходе смысла, комедии, иронии и трагизма больше, чем во многих двухчасовых фильмах! Даже не обладая тонким пониманием балета, можно считать, как дошла она до жизни такой, что ощущает сейчас и как относится ко всем окружающим. Мне даже кажется, что она — одна из главных героинь этой истории. Я не исключаю, что за ней скрывается образ Великобритании, неумолимо приближающейся к Брекситу!
UPD: Происходит что-то странное… Я не склонна к тяжелому, скрупулезному литературному труду, и поэтому обзоры даже особо не перечитываю, не говоря уже о редактировании и переписывании! Но с «Лебединым озером» все по-другому. Я не могу перестать о нем думать. И я не могу прекратить переписывать и дополнять этот обзор. Осознав, что следующая редакция изменит его на 90%, я решила добавить апдейт, потому что: 1) существующая версия неплохо отражает поверхностный взгляд на содержание этого балета; 2) дополнение включает в себя мысли, пришедшие только после просмотра более ранних версий и интервью с самим Мэтью Борном и исполнителями ролей Лебедя и Принца в разных версиях.
Итак, все началось в 1995 с Лебедя в исполнении Адама Купера
(hands down, лучший Лебедь/Незнакомец всех времен, несмотря на некоторые шероховатости первой версии) и Принца – Скотта Эмблера.
Конечно, так уже не снимают, да, качество не HD, бесспорно, с длиной платьев Королевы что-то пошло не так, и она выглядит в них коротышкой, а прическа еще добавляет ей из ниоткуда щеки, но это так лампово и прочувствованно!
Столько крупных планов рыдающего Принца! А какой там негодяй Секретарь! Только в той редакции понятно, что он плетет какие-то интриги против Принца и, более того, он как-то связан с Незнакомцем! Они там перемигиваются и злобно смеются, когда Принц признает в Незнакомце Лебедя и пытается за ним приударить. Короче, эта версия больше всего разбивает сердце и зрителю, и Принцу, и в ней просто бесспорно понятно, что Принц воображает персонификацию Лебедя в человеке, и все их последующие взаимодействия, и именно там очевидно, что даже в своих фантазиях Принц не понимает, как быть с живым человеком. Вроде бы они начинают танцевать вместе, кажется, у Принца появляется партнер и опора, но при любом выходе из танца, при малейшем движении Незнакомца вне танцевальных па, Принц сжимается, паникует и закрывает глаза. Он реально пытается уйти из фантазии в еще более глубокую фантазию! И Незнакомец в ЛО '95 максимально брутален и сосредоточен на Королеве, они очень убедительно бросаются в объятия друг друга после перестрелки, и очень трудно заподозрить, что Незнакомец заинтересован в ком-то кроме нее.
В 2013 году главные партии исполнялись Ричардом Уинзором и Домиником Норсом, они были вполне ничего, но уже труднее было поверить, что Незнакомец настолько великолепен, что весь двор от него внезапно без ума, но зато грань между фантазией и реальностью становится несколько тоньше,
взгляды Незнакомца, бросаемые на Принца, несколько двусмысленнее, но зато к Королеве и ее образу уже не придраться, а характер Секретаря меняется кардинально: тут он безмерно предан королевской семье, и как будто бы изо всех сил защищает их интересы. Также, бесспорно, в лучшую сторону изменился королевский корги: это уже не мягкая игрушка, которую в последнюю минуту принес из дома осветитель, а вполне убедительная собака на колесах (надеюсь, что не чучело реальной собаки). Кордебалет лебедей невероятно слажен, а мелкие детали и комические сцены гораздо лучше проработаны, чем в оригинальной версии. Вот только Девушка Принца очень взрослая: она выглядит ровесницей Королевы , но, возможно, это сделано намеренно, чтобы подчеркнуть, что Принц специально выбрал женщину в годах, чтобы это стало еще одним раздражающим фактором для его Матери.
Но, и конечно, в этом балете, как ни странно, совершенно необязательно разбираться в сюжете! Потому что он не об отдельных событиях, персонажах или действиях, он о внутреннем мире человека, выраженном известными ему образами. Как сказал сам Борн: «Если я вам сейчас начну рассказывать, что в последнем акте вы увидите, как куча лебедей-мужчин, приходит в спальню Принца и танцуют на гигантской кровати, это будет звучать по-идиотски. Сами придумайте, что там происходит». А происходит то, что нет никакого Лебедя и Незнакомца. Есть Принц, который никак не может обрести целостность характера. Лебедь – это он, весь такой изящный и белый, и Незнакомец – тоже он, но темный и в коже, лапающий женщин и завладевающий вниманием всех вокруг. И с этим окончательно отпадает вопрос, а чего это в этом балете два мужика танцуют вместе? Геи, что ли? – потому что, фактически, это один и тот же человек (хотя, если уж прямо жизненно необходимо навешивать ярлыки, в балете есть ровно два момента, которые указывают на ориентацию Принца, и ни один из них не включает в себя танцев с мужчинами).
Так что, мораль оказывается очень проста: дайте своему внутреннему Лебедю полетать, а Незнакомцу – помахать хлыстом и обольстить всех в округе, и не придется позорить Королеву-Мать на балу!
Мнение автора может не совпадать (а может и совершенно ненамеренно совпадать) с мнением других зрителей, авторов, постановщиков, прохожих, критиков и фанатов. Автор совершенно точно не планирует заявлять свою точку зрения как единственно верную и преобладающую в обществе или даже в узком круге людей. Я оставляю за собой право не отвечать на оскорбительные комментарии, либо комментарии, касающиеся не статьи, а личности автора или политической обстановки в любой стране. В то же время комментарии не будут закрыты, так как лучше уж недовольные выпускают пар здесь, чем вслух и при живых людях и ценных произведениях искусства (пар вредит многим произведениям искусства, как и вспышки. Даже вспышки гнева).