Что у людей сегодня ассоциируется с православной церковью? К сожалению, это убогий портрет, навязанный либеральными сми: золото, деньги, мерседесы, наглые пьяные попы, узколобые и ограниченные прихожане, ненавидяще всех и вся...
Список можно продолжать и продолжать.
Я пришла в церковь в 1996 году, когда очень многие хотели креститься и читать Библию. Обычно все заканчивалось крещением: Библия и Евангелие в частности, оказались на порядок сложнее чем общепринятая духовная литература, тем более, популярного оккультного толка.
Ну, а я осталась, впрочем, как и многие другие, но на фоне большинства новокрещёных, и ушедших вон - стала общественным меньшинством.
Почему осталась? Я увидела, что Церковь предлагает реальное дело, занятие, которое может изменить не только отдельно взятую человеческую жизнь, но мир вокруг. Это не самоанализ, не самоуспокоение и не самоистязание. Не абстрактные верования и каноные, отнюдь.
Приведу пример. В Англии во второй половине ХХ века жил и проповедовал митрополит Антоний (Блюм). Его миссионерскими усилиями и огромной любовью ко Христу и к людям образовалась в Англии Сурожская Епархия православной Церкви с несколькими приходами и сотнями верующих. Жива она и доныне, есть совершенно английские православные батюшки и очень разнообразная паства - многонациональная, но монолитная в исповедании православной веры.
Так вот, рассказывая англичанам о том, как мы почитаем иконы, как кланяемся на молитве, осеняя себя крёстным знамением, митрополит Антоний встретил огромное непонимание.
—Нам это чуждо и странно, - заявляли ему новоначальные англичане, - невозможно для нас повязывать платки и целовать иконы!
Владыка Антоний пошёл людям навстречу и предложил молиться так, как они привыкли в своей национальной традиции, - мол, образ молитвы не так важен, как содержание.
По мере углубления в церковную жизнь, однако, у прихожан появилась потребность преклонять колени, прикладываться к иконам и даже повязывать платок.
Когда я стала верующей и осознала всю неправоту своей прежней жизни, дело исправления представлялось мне очень сложным. Но оказалось, что разные неблаговидные дела - грубые нарушения Божественных заповедей, которые так сильно бросаются в глаза окружающим, исправляются достаточно легко. Гораздо сложнее следовать более тонким установлениям Евангелия, внутренним: не позволять враждебным мыслям захватывать разум. Не осуждать и не обсуждать окружающих, не завидовать, не гневаться, не жалеть себя и ничего ни от кого не требовать, не пытаться навязать кому то своё мнение, - смиряться... Не разглядывать с вожделением чужую красоту, быть благодарным и почтительным... и много чего ещё.
Если хотя бы часть людей вокруг будут стараться блюсти своего внутреннего человека от этих тонких пороков, то общество не может не оздоровиться! Если станет больше тех, кто с детства знаком с исповедью и ощущением легкости и радости от того, что стыд неблаговидного поступка стирается радостью и это даёт силы исправиться... И идти дальше, понимая что такое «хорошо» и «плохо»!
Без Бога исправить жизнь сложно. Даже если вы это формально не ощущаете - именно Он даёт импульс...
Опасно другое. Человек наедине с самим собой может быть глубоко безнравственным. Если нет меры мыслям и поступкам, нет свидетеля греху, мы готовы бесконечно делать себе поблажки, особенно с возрастом, когда силы ослабевают.
Обратите внимание, сколько вокруг странных пожилых людей! Как несмысленные дети, они капризничают, на их мнение нельзя положиться, с ними надо как с маленькими: снисходительно и терпеливо. А ведь было по-другому. Старик в любом далёком селе - старец, мудрый, любого совета можно спросить, и в ответ услышишь правду и добро. Старушки - добрые и красивые, настоящие бабушки, сейчас таких днём с огнём не сыщешь... мы перестали красиво стареть! Зато шествуют в изобилии молодящиеся, обколотые ботоксом, увлеченные собой до кончиков ногтей, отстаивающие право на вечную молодость, шестидесятилетние дамы в поисках любви.
Самое удивительное знание, которое я получила в Церкви - любовь человек приобретает как бонус за хранение внутренней чистоты. Чем чище место, тем свежее цветы. И не прав поэт! Увы, не ведая стыда, растёт лишь сорняк.
Чем больше детства удаётся сохранить душе смолоду, тем счастливее и цельнее жизнь. Жаль, что понимаешь это ближе к зрелости.
Храм - это место, где своё детство удаётся оживить. А вместе с ним и любовь, и радость.