Недавно Федеральная резервная система США (ФРС) впервые со времен финансового кризиса 2008 года и впервые в истории биткоина снизила базовую процентную ставку на 25 пунктов — с 2,25–2,5% до 2–2,25%.
На первый взгляд, может показаться странным и «притянутым за уши» анализ влияния снижения ставки на курс биткоина. Казалось бы, каким образом это может повлиять на биткоин, который создавался как ответ на несовершенство политики центробанков и мировой финансовой системы в целом? Более того, цифровое золото почти не коррелирует с традиционными финансовыми активами, следовательно, как на него может влиять монетарный регулятор США?
Однако эмпирические данные говорят о том, что после решения ФРС цена BTC резко пошла вверх, ускорившись после известий о новых пошлинах для китайских товаров стоимостью $300 млрд. Почти синхронно с биткоином выросли в цене такие традиционно защитные активы, как золото, японская иена, швейцарский франк и 10-летние казначейские облигации США. На фоне этого упали более рисковые активы — китайский юань, промышленный индекс Доу-Джонса, NASDAQ 100, FTSE China A50, нефть марки WTI, а также российский рубль. Таким образом, многие участники рынка предпочли «тихую гавань» вместо рисковых финансовых инструментов.
Возникает ряд резонных вопросов:
- Зачем ФРС задействовала контрциклическую монетарную политику и снизила процентную ставку на фоне неплохих макроэкономических показателей?
- Как все это отразится на биткоине?
Журнал ForkLog предлагает читателям свой взгляд на текущее положение вещей.
Что дает снижение базовой ставки ФРС?
Изменение величины базовой ставки ФРС — важный компонент монетарной политики. Так, снижение ставки обычно является частью стимулирующей (мягкой) политики, направленной на расширение кредитной экспансии или, по сути, денежной массы.
Мягкая монетарная политика призвана оживить деловую активность, однако оказывает девальвационное давление на валюту, стимулируя экспорт. Подчеркнем, что согласно пресс-релизу ФРС, основные макропоказатели — инфляция, безработица, потребление домохозяйств и инвестиции — в норме, а значит в снижении ставки не было особой необходимости.
Таким образом, недавнее решение ФРС продиктовано, по всей видимости, стремлением сделать американский экспорт конкурентоспособнее в условиях торговой войны с Китаем. Завершение последней вряд ли можно ожидать в ближайшем будущем, подтверждением чему является введение новых пошлин в отношении Китая чуть ли не сразу после заседания Федерального комитета по операциям на открытом рынке.
Ответ Поднебесной не заставил себя долго ждать — после объявления о новых пошлинах Народный банк Китая позволил юаню упасть до уровней 11-летней давности.
Китайский юань сейчас торгуется на отметках 2008 года.
Очевидно, что девальвация юаня призвана частично компенсировать потери китайских экспортеров. Однако, скорее всего, такая мера приведет к еще большей эскалации торговой войны.
Почему это лишь усугубит торговую войну и подтолкнет мировую экономику к рецессии?
Жертвуя некоторым ослаблением доллара, США в краткосрочной перспективе может сделать свои товары привлекательнее по цене на мировом рынке. При этом импорт из других стран в Америку станет дороже, потому что для покупки товаров, например, из Мексики или Китая потребуется конвертировать больше долларов в песо и юань соответственно. Следовательно, может уменьшиться торговый дефицит США.
На изображении ниже видно, что проблема торгового дефицита актуальна для Штатов уже не один десяток лет и со временем ситуация лишь усугубляется:
Торговый дефицит США стремительно растет с 1990 года.
Снижение ставки представляется явно политическим решением накануне президентских выборов 2020 года, поскольку может дать довольно быстрый и ощутимый эффект для экономики США. Так, политика «дешевых денег» стимулирует экспорт и деловую активность внутри страны. Кроме того, последовавшее за снижением ставки усиление протекционистских барьеров может на первых порах способствовать улучшению показателей занятости.
Однако, как показывает история, несмотря на возможное улучшение ситуации на рынке труда и снижение торгового дефицита в краткосрочной перспективе, в более длительном периоде протекционизм приносит больше вреда, чем пользы.
В частности, потребителям приходится покупать товары дороже, нередко низкого качества, но зато от местного производителя. В различных сферах могут возникать монополии, которые часто становятся причиной инфляции и консервации технологической отсталости из-за снижения стимулов к внедрению инноваций, а также необходимости конкурировать на международной арене.
Экспорт стран, чрезмерно заботящихся о национальном производителе, снижается. Это приводит к падению валютных поступлений, оказывающему давление на курс национальной денежной единицы. Кроме того, экспортные товары включают импортные компоненты, следовательно, тарифы ведут к росту издержек производителей, повышению цен и падению конкурентоспособности продукции на глобальном уровне. В итоге показатели занятости и роста национального производства снижаются, начинается рецессия.
Все это в совокупности негативно отражается на международной кооперации и специализации, замедляет рост мировой экономики, ограничивает конкуренцию и подавляет научно-технический прогресс.
Впрочем, некоторые ожидаемые в средне- и долгосрочной перспективы результаты протекционизма проявляются уже сейчас. Так, на графике ниже видно, что объем мировой торговли снижается уже три квартала подряд:
Снижение объема мировой торговли — простое совпадение или следствие торговой войны?
Также отметим, что 5 августа, вскоре после новостей о введении пошлин для китайских товаров, американские индексы упали еще на 3%:
Напряженность на рынке нарастает с каждой новой протекционистской мерой
Помимо прочего, снижение базовой ставки может привести к цепной реакции — не исключено, что примеру ФРС вскоре последуют центробанки других стран, не желающих проигрывать в международной торговле. Как результат, мода на девальвацию может привести к глобальному усилению протекционизма. Последний создает барьеры международной торговле, поскольку противоречит теории сравнительных преимуществ и принципу laissez-faire, предполагая менее эффективное распределение ограниченных ресурсов и усиление роли государства в экономике.
Как смягчение монетарной политики ФРС отразится на цене биткоина?
Многие аналитики уверены, что в условиях низкой доходности традиционных финансовых инструментов, постепенной девальвации валют и нарастания глобальной неопределенности биткоин выглядит альтернативой, ничуть не уступающей по привлекательности золоту и другим защитным активам.
Так, исследователи Delphi Digital убеждены, что в глобальной экономике назревает «идеальный шторм», способствующий устойчивому росту спроса на BTC.
«Первое и, пожалуй, самое важное: глобальные центробанки резко изменили настроения в сторону более мягкой монетарной политики. ФРС, ЕЦБ, Банк Японии, Народный банк Китая и многие другие сейчас готовят участников рынка к дальнейшему снижению ставок и дополнительным мерам стимулирования», — отмечают аналитики.
В отчете также говорится, что мягкая монетарная политика влечет за собой растущий риск девальвации национальных валют, являющийся долгосрочным фактором роста спроса на биткоин и физическое золото. Сравнивая эти два актива, эксперты находят BTC даже более привлекательным, учитывая «чрезвычайные меры в монетарной политике и возрастание геополитической напряженности».
В Delphi Digital не исключают, что со временем обладающий «несуверенными свойствами» биткоин превзойдет золото по капитализации. Другими словами, объем рынка BTC может в один прекрасный момент превысить $7 трлн.
Солидарен с мнением Delphi Digital управляющий директор security-платформы INX Алан Силберт: