Цель: показать важность экологических проблем в природе; влияние на экологическую ситуацию каждого человека.
Задачи:
- помочь учащимся осознать положение человека в природе;
- развивать экологическое мышление;
- формировать «экологическую совесть»;
- научить принимать правильные решения в различных ситуациях.
Методы и приёмы:
- словесно-наглядный;
- игровые моменты.
Оформление: сцена и зал оформляются в соответствии с тематикой мероприятия.
На заднем плане: голубое небо, на котором изображено озеро с растущими по берегам хвойными и лиственными деревьями, в озере плавают кувшинки. На мелководье стоят два аиста. Один из которых держит в клюве верёвочку, к которой прикреплена табличка с надписью «SOS».
На переднем плане: плакат «Всё живое должно жить», лозунг «Любите и охраняйте живую природу».
Зал украшен цветами, ветками деревьев, гирляндами из осенних листьев.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Уважаемы гости, учителя и учащиеся школы! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече!
Ведущий 2:
Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.
Немудрено добраться, до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счёт будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не-то Земли не будет и каждого из нас.
(Михаил Дунаев)
Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль. По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля.
Ведущий 1:
Моя планета — человечий дом.
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава — Океан.
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
(Ведущий держит глобус)
Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сейчас учёными-экологами проводится «врачебный» осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Многие серьёзные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли-свалки. Они вызывают боль и отвращение.
В опасности и «лёгкие» планеты — леса. «Полысение» планеты сегодня отчётливо видно из космоса. Возникает угроза потерять «лёгкие» Земли. Затуманились «глаза» Земли — озёра, моря и океаны.
Ведущий 2: Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает?
«День Земли» — такое название носит международная экологическая акция. Начиная с 1970 года, она проводится каждую весну- 22 апреля. Её цель важна и благодарна: сохранить живую природу, сохранить Землю. Мы сегодня не будем говорить о том, как жестоко иногда поступает человек с природой, мы откроем вам мир прекрасного, мы научим вас видеть красоту родной земли, обратимся к тем истокам, которые помогут любить свою землю, стремиться беречь её, украшать и защищать её. Наш мир прекрасен и гармоничен. Он многообразен и уникален. И хочется, чтобы его увидели наши потомки.
Чтец 1:
Не разрушайте этот мир.
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки — земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Чтец 2:
Ты — тоже часть её чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течёт,
И по весне сирень цветёт.
И надо постараться.
Нам с этим не расстаться.
Ведущий 1: Дорогие зрители, Предлагаем Вашему вниманию экологический спектакль «Берегите Землю»
Часть 1. (На скамеечке сидят девочка (Юля) и мальчик (Андрей)). За кадром голос диктора.
Диктор: Новости ТВ. Из многих городов приходят тревожные вести: не хватает воздуха. Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы и обрушили на жителей выхлопные газы! Горят леса. Беда!
На берегу озера сидят дети.
(музыкальный фон — звуки природы: речка, птички)
Андрей: Юля, как здесь хорошо, в лесном краю. Пойдём. Поздороваемся с природой.
Юля: А разве она живая?
Андрей: Конечно, ещё давно поэт Фёдор Иванович Тютчев сказал:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок. Не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней сеть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Юля: Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?
Андрей: Ответит, если сможет... Вот мы и понаблюдаем за природой.
Юля: А что наблюдать?
Андрей: Как человек обращается с природой. Есть такая наука — экология.
Юля: А что это за наука?
Андрей: Экология — это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.
Юля: Как красиво!
Андрей: А вот и речка! Давай рыбу половим.
(закидывает удочку, 1-й раз вытаскивает башмак, 2-й раз — банку, 3-й раз — Бабу —Ягу в старом разноцветном платье).
Баба-Яга: Была речка чистая, называлась Прозрачной, да стала грязной — разноцветной. Была многоводной — стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают, а потом грязную опять в речку спускают.
Юля (спрятавшись за Андрея): бабушка, а вы кто?
Баба-Яга: Безобразие! Ты что, девочка, сказок не читаешь? Я — Баба-Яга! А теперь из-за людей, испортивших речку, я — Разноцветная Баба—Яга! Постирала в этой воде платье, видите. На кого я стала похожа. А речка потихоньку погибает. Её живая вода становится «мёртвой» — ни попить. Ни искупаться. Мой знакомый Водяной уже убежал из такой. Эх, вы, люди — кочерыжки!
Андрей: Но не все же люди плохо относятся к природе! Вот послушайте.
Люблю мой край...
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Баба-Яга: Складно! А вы, я вижу, люди ничего. Пойдёмте ко мне в гости, в избушку на курьих ножках. Лес — мой дом.
Юля: Я боюсь. Андрей. А вдруг она нас съест?
Андрей: Не может быть. Я думаю, что современная Баба—Яга — вегетарианка. Правильно, бабуля?
Баба-Яга: А мальчонка-то сообразительный. Пойдёмте, не обижу. (достаёт из узелка блюдечко и яблоко). Надеюсь, дома у меня всё в порядке? Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне мой лес! (Обращаясь к ребятам). Смотрите!
Звуки природы.
Часть 2. Лес, деревья, цветы.
Лесная фея:
Я — Фея утренней зари.
Лишь солнце небо озарит-
Спешу к лесам, полям, лугам,
Чтоб снова жизнь проснулась там.
Берендей:
Солнца луч блеснул в листве,
И прошёлся по траве,
Разбудил он всё вокруг,
Оживились лес и луг.
Лесная фея:
Вот букашки и стрекозки,
Бабочки, жуки и мошки-
Ожил весь лесной народ,
Всё танцует и поёт.
(Уходят. Лесные жители танцуют. Раздаётся громкая музыка. Вваливаются туристы.)
1-й турист:
Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес — рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад!
2-й турист:
Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки....
Лес большой, он всё вместит!
Лес ведь он — ничей!
Хором: Ничей!
3-й турист:
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
4-й турист:
Урны нет — Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
1-й турист:
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки -
В море пусть плывут посылки!
2-й турист:
Мы цари! Молчи, Природа!
Всё здесь наше — лес и воды!
(Включают громкую музыку, танцуют, бросают мусор. Цветы вянут. Появляются Фея и Берендей)
Берендей: (стучит палкой)
Что за шум в лесу моём?
Что случилось, не поймём!
Кто здесь всё переломал,
Разбросал и ободрал?
Фея:
Всё так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Берёзу ножиком пырнул какой-то живоглот,
Мне кажется, из-под коры моя слеза течёт,
От этой чёрствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет — я.
Берендей:
За такое поведенье
Вас судить — моё решение!
4-й турист:
Что ты, что ты, Берендей!
Мы не знали, пожалей!
Берендей: А, ну-ка, мои помощники, жители лесные, научим горе — туристов, как нужно вести себя в лесу. Познакомим их с нашими правилами.
Выступление агитбригад по теме «Правила поведения в лесу»
Список использованной литературы:
1. Малашенков А. С. Предметная неделя биологии в школе. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. 012.
2. Сорокина Л. В. Край родной: Сценарии о живой природе. — М.: ТЦ «Сфера»,
3. Фадеева Г. А. Международные экологические акции в школе. — Волгоград: Учитель, 2010.
4. Фадеева Г. А. Неделя экологии в школе. — Волгоград: Учитель, 2010.