Найти в Дзене

Chevrolet Mako Shark: как акула оставила след в процессе создания культовых Chevrolet C2 и C3

Chevrolet XP-755 (Mako Shark) впервые была представлена на автосалоне в Нью-Йорке в 1962 году. Уважая преемственность, ввиду вышедшей недавно новинки Corvette C8, которая стала революционно среднемоторной машиной, нам следует заглянуть в 60-е. Там мы увидим формирование этой идеи. Хотя, конечно, 1962 год – это не самое начало истории Corvette, но ее существенная веха. Тогда мир увидел уникальный прототип – Chevrolet XP-755, который чуть позднее добавил себе прозвище Mako. Его проект повлиял на создание спорткара Corvette C2, да и сам по себе концепт запомнился. Главным дизайнером корпорации General Motors был тогда Билл Митчелл: он занимал этот пост с 1959 года, придя на смену Харли Эрлу. Ранее компанией был создан первый Corvette, который был симпатичен, но технически – скорее провал, чем успех, поскольку едва ли с натягом демонстрировал ходовые возможности. Так что к созданию нового концепта публика вполне имела право отнестись скептически. Несмотря на это, было принято решение о соз
Chevrolet Corvette XP-755 Shark Concept Car
Chevrolet Corvette XP-755 Shark Concept Car

Chevrolet XP-755 (Mako Shark) впервые была представлена на автосалоне в Нью-Йорке в 1962 году. Уважая преемственность, ввиду вышедшей недавно новинки Corvette C8, которая стала революционно среднемоторной машиной, нам следует заглянуть в 60-е.

Там мы увидим формирование этой идеи. Хотя, конечно, 1962 год – это не самое начало истории Corvette, но ее существенная веха. Тогда мир увидел уникальный прототип – Chevrolet XP-755, который чуть позднее добавил себе прозвище Mako. Его проект повлиял на создание спорткара Corvette C2, да и сам по себе концепт запомнился.

Главным дизайнером корпорации General Motors был тогда Билл Митчелл: он занимал этот пост с 1959 года, придя на смену Харли Эрлу. Ранее компанией был создан первый Corvette, который был симпатичен, но технически – скорее провал, чем успех, поскольку едва ли с натягом демонстрировал ходовые возможности. Так что к созданию нового концепта публика вполне имела право отнестись скептически.

Chevrolet Corvette XP-755 Shark Concept Car
Chevrolet Corvette XP-755 Shark Concept Car

Несмотря на это, было принято решение о создании «второго» Corvette, и по плану его выход был намечен на 1963 год. Его образ должен был по задумке походить на Sting Ray Racer – спортивный автомобиль с плоским корпусом. Для создания ажиотажа и гарантии успеха в 1961 году было решено создать концепт в преддверии выхода полноценного серийного авто. Главным дизайнером проекта был назначен Ларри Шинода.

А Митчелл немало времени уделял рыбалке. Серьезно, он очень любил свое хобби, и в его кабинете даже висело чучело акулы вида Мако, пойманной шеф-дизайнером собственноручно в водах Атлантики. По мнению Митчелла, идеальный корпус машины должен повторять плавные и стремительные линии силуэта гигантской рыбы. Такие идеи были озвучены Шиноде, который, учитывая пожелания руководителя, создал соответствующий эскиз.

Chevrolet Corvette XP-755 Shark Concept Car
Chevrolet Corvette XP-755 Shark Concept Car

Базово корпус и правда ориентировался на Sting Ray, но были добавлены стеклянный верх (конструкция напоминала два гигантских пузыря), 2 дополнительных фонаря сзади (и теперь их стало 6), а 4 выхлопа, внимание, были выведены через крылья прямо под пороги в переднюю часть корпуса. Что напоминает? Жабры!

Неожиданно трудным оказался выбор цвета для корпуса. По задумке Митчелла, это должен был быть цвет акульей шкуры. То есть сложный серый с голубым, серебристым, синим оттенками, который ещё и должен был плавно переходить в белый в нижней части кузова. Работники старались, возились с красками и покрытием не один день, но результат Митчелла не обрадовал. Но на этом упорство как шефа, так и маляров не остановилось. Вооружившись чучелом акулы как образцом для палитры и нанесения цвета, мастера смогли воплотить идею в реальность. Конечно, повторить созданное природой творение на 100% не получилось. Впрочем, существует версия, что Митчелл в итоге сходством остался очень доволен, но только потому, что работники добавили цвета, которым покрыли кузов, самому акульему чучелу...

Chevrolet Corvette XP-755 Shark Concept Car
Chevrolet Corvette XP-755 Shark Concept Car

Таким стремительным, с акульей внешностью, Chevrolet Mako Shark предстал в 1962 году публике под громкие аплодисменты.

Спустя некоторое время работа над машиной-акулой была продолжена. Так появился второй концепт, вышедший в 1965 году – Chevrolet Mako Shark II. Этот дебютировал на автосалоне, который одновременно проходил на двух площадках – в Нью-Йорке и в Париже. После выхода «второй акулы» первый автомобиль, ранее представляемый как Chevrolet XP-755, автоматически получил имя Mako Shark I.

Chevrolet Corvette XP-755 Shark Concept Car
Chevrolet Corvette XP-755 Shark Concept Car

Машина 1965 года вдохновлена также гоночным прототипом Stingray XP87 1959 года. При этом сам «второй акулий» концепт повлиял на внешность Chevrolet Corvette C3 1968 года, который уже сравнивали не с акулой, а со стеклянной бутылкой Coca-Cola.

Мало кто знает, но автомобилей Mako Shark II было изготовлено сразу два. Оба выглядели и были выкрашены одинаково – все в тот же трудно достижимый акулий колор. Однако одна машина была всего лишь макетом, оболочкой, и ее продемонстрировали в Нью-Йорке, а вторая являлась абсолютно настоящей, функциональной – она была показана в Париже.

У нью-йоркского макета был ряд отличительных элементов, запомнившихся публике: например, квадратный руль и квадратные выхлопные трубы (которые, как и у Mako Shark I, были расположены на боку).

Chevrolet Corvette XP-755 Shark Concept Car
Chevrolet Corvette XP-755 Shark Concept Car

Второй, настоящий, был оснащен мотором V8 (Mark IV 427) в объеме 7 л с отдачей в 425 л.с., который взаимодействовал с автоматической коробкой с 3 передачами. Такой тип движка и трансмиссии позднее вошёл в арсенал серийных машин Corvette.

Было немало других необычных особенностей у этой машины. Крышка бака, а также горловины для заливания масла в мотор и бачок с охладительной жидкостью открывались путем нажатия кнопок из салона. Наклон рулевого колеса, и даже педалей у концепта регулировались. Для комфортной посадки в машину и высадки из нее можно было приподнять часть крыши в передней ее части.

На задней части корпуса Mako Shark II имелись выдвигавшиеся спойлеры, придававшие машине ещё больше аэродинамики и стабилизации при движении на большой скорости, а также увеличивавшие прижимную силу кормы автомобиля. В сложенном состоянии они находились под панелями корпуса. Выдвигались и прятались у концепта и передние фары, причем их было 6, и все они располагались прямо под кромкой капота. Регулировались также противотуманные огни. Положение жалюзи на заднем стекле тоже управлялось электроприводом с главной консоли. Стоимость функциональной машины Mako Shark II составляла на тот момент около 3 млн долларов.

Chevrolet Corvette XP-755 Shark Concept Car
Chevrolet Corvette XP-755 Shark Concept Car

Нью-йоркский «макет» в 1968 году перевезли в дизайн-мастерскую компании General Motors, чтобы над ним проводились дальнейшие работы. Машина встала на действующую колесную базу, и превратилась с лёгкой руки проектировщиков в Chevrolet Manta Ray. Модификация затронула «нос» машины – он стал ещё более острым, и получил бампер из полиуретана. Уровень крыши стал ниже примерно на 2 дюйма по сравнению с праобразом (Stingray). Кроме того, изменились патрубки выхлопа, а покрышки Firestone были заменены на Goodyear. И сегодня концептуальные Mako I и Manta Ray («вторая акула», переделанная) находятся в музее GM Heritage Center.

Да, творения Билла Митчелла и Ларри Шиноды не превратились в серийные автомобили, но их идеи вошли в следующие по хронологии модели Corvette, ставшие затем легендарными.