Больше 10 лет я кручу педали велосипеда: на работу по Москве, велотуризм, спорт. Из них 8 лет вожу походы и веду занятия в велошколах клубов 3х9 и ТК МГТУ. И каждый год начинаются, стихают и начинаются снова споры на одну, казалось бы, очевидную тему: "Велошлем - это необходимость или самообман?"
Аргументы противников
Собрал за многие годы ТОП-5 аргументов от противников велошлемов:
1. Я еще ни разу не ударился головой, когда падал с велосипеда
2. Шлем мне давит на голову, от него чешется голова
3. Я в шлеме чувствую +100 к безопасности и от этого начинаю ещё хуже гонять - больше падаю
4. Мне в шлеме жарко, голова потеет
5. Я где-то читал, что шлем на самом деле совсем и не защищает...
Из опыта
Мой личный опыт показывает, что шлем хорошо защищает от сотрясения. Я сменил 5 шлемов за 13 лет. Два из них я разбил, летая через руль. Худшее падение закончилось переломом ребра. Черепно-мозговых травм во всех случаях удалось избежать. Царапины не в счет :-)
У друзей статистика аналогичная: ключицы, руки, рёбра. Во всех случаях шлем сработал - содержимое головы осталось целым.
А что если опыт товарищей не убедителен? Мало ли кому там что и где помогло? Кому-то вон и амулеты помогают...
Как ответить на вопрос "нужен или нет" однозначно и исчерпывающе? А ещё лучше количественно. В каких случаях сколько и какую вероятность на сколько % повышает?
Научные исследования
Сразу скажу - никаких сенсаций не будет. Не выношу их.
Учёные доказали, наконец стало известно, мир потрясла новость, что... Никакого хайпа!
Сухие результаты из научных журналов с sciencedirect.com . Поскольку я работаю в науке у меня есть к ним доступ.
Транспортная безопасность - важное направление исследований в Европе, Америке, Юго-Восточной Азии. У нас в России как-то меньше... Какими же способами учёные оценивают необходимость в шлеме именно для велосипедистов? Я отобрал несколько свежих публикаций в крупных научных журналах по тематике "bicycle helmet".
Вот основные методы исследований:
1. Статистическая обработка данных о ДТП с участием велосипедиста. Число участников аварии, транспортная ситуация, последствия, наличие шлема. При этом собранная статистика существенно разнится в зависимости от источника данных: медицинские учреждения (больницы, травмпункты, поликлиники), дорожная инспекция и полиция, заявления от самих велосипедистов.
2. Компьютерное моделирование транспортных ситуаций в специальных расчётных программах. Позволяет рассчитать и оценить вероятность ДТП с различными типами столкновений, наиболее рискованные траектории движения, тяжесть последствий. Например, многие знают, что при езде по городу для велосипедиста нет ничего хуже левого поворота. Но в цифрах всё ещё интереснее.
3. Краш-тесты с использованием манекенов и методов разрушающего анализа. Здесь всё как по телевизору показывают - очень эффектно, результативно и дорого. Блеск и треск!
Хочу описать все результаты "в цифрах" в отдельной статье. Здорово, что вы эту-то до сюда дочитали! Забегая вперёд скажу, все научные методы, что я привёл, однозначно подтверждают: велошлем снижает вероятность летального исхода от ЧМТ более чем в 2 раза.
Есть и много других значимых нюансов. Для нашей жизни и безопасности значимых.