В молодежной среде такие здания называют «заброшками». Недостроенные либо давно покинутые объекты пользуются популярностью у подростков по ряду причин: место безлюдное, есть крыша над головой для неформальных посиделок, а еще какой экстрим! Самая популярная «заброшка» в Ардатове – бывшее общежитие ДОСААФ в Микрорайоне. В редакцию не раз сообщали, что в аварийном здании «тусуются» школьники, их даже видели на крыше.
Общага действительно колоритная. Ни окон, ни дверей. Асфальтированный подъезд сплошняком усыпан осколками бутылок – наступить некуда. По пути нас никто и ничто не остановило – никаких заграждений, замков и уж тем более сторожей здесь давно нет.
На первом этаже – сразу картина маслом. Стол из старого ящика, лавки из досок и кирпичей, остатки немудреной закуски и куча бутылок. Видно, что место популярное. Кто-то даже банку трехлитровую с компотом приносил – видимо, на запивку. Банка аккуратно закрыта и даже прибрана – под стол. Кругом на стенах надписи – «Пока вы спите, мы рисуем!», «Мы не пьем – мы выпиваем», «Алкоголь после спорта!» (видимо, намек на соседство с ДЮСШ), «Все парни уроды» (что доказывает, что здесь бывают не только они) и прочие.
Другая дверь ведет непосредственно в общежитие. Здесь все стены также исписаны. На одной – сохранившийся с лучших времен пейзаж с прудом и березками. На другой – девушка с парнем в форме. Лица чем-то выжжены. Кругом строительный мусор. В некоторых комнатах нет даже полов, зато бутылки почти в каждой.
Поднимаемся на второй этаж по лестнице без перил. Первые ступени завалены мусором, и кто-то заботливо положил на них старую дверь. На втором этаже все та же разруха, и вдруг в последней комнате, единственной, где окно сохранилось заколоченным, сюрприз: лавки, стол, в углу - старое мусорное ведро. И даже собраны все пустые бутылки. Что характерно – почти все они из-под лимонада, две – пивные. Кто, кроме школьников, мог притащить сюда лимонад?
Третий этаж общаги – самый сохранившийся. Даже двери еще не все упали. В комнатах остатки обоев, потолочной плитки, кафеля, полы целые. В левом крыле нас пугают голуби, выбравшие для гнездовья остатки шкафа или кладовой. В холле – те же граффити. Вот здесь находиться по-настоящему опасно. Большинство окон не имеют даже рам, некоторые рушатся на глазах – видно, что остатки кирпича держатся на честном слове, и даже облокачиваться на эти проемы не стоит. В коридоре в одном месте (у дыры, образовавшейся после демонтажа труб) предательски прогибаются остатки шкафа – есть ли дыра под ними, смотреть не стали, но на всякий случай обошли по более надежному краю. Одну из комнат полностью уничтожил огонь. В другой тоже характерные следы пожара.
Признаки человеческого присутствия налицо: те же бутылки (из-под лимонада в том числе), окурки, брошенная одежда, надписи на стенах. Самое интересное – кто-то приставил корпус от шкафа к проему, ведущему на крышу. Снизу видны небо и ветки берез, которыми она поросла. Сразу понятно, что импровизированная лестница оказалась здесь не случайно – «гости» регулярно выбираются на самый верх. Мы не рискнули – слишком ненадежная конструкция, однако что может остановить подростков?
Главный вопрос – кто должен подумать об их безопасности? Общежитие находится в Микрорайоне, рядом со спортшколой, где много детей, в каникулы находящихся в поисках приключений. Собственник, вероятно, уже забыл про старое общежитие. Аварийное здание не огорожено, снести его собираются много лет, но пока оно остается самой высокой и опасной в городе «заброшкой». Главное, чтобы не случилось трагедии…
Ю. ЧЕРЕНКОВА.
Фото А. ГОЛУБЕВА.