Не так давно мы провели опрос выпускников школ о том, какими были их школьные годы и что они изменили бы в российском образовании, будь у них такая возможность. Первое интервью, с призером Всероссийской олимпиады по немецкому языку Богданом Преображенским, опубликовано на нашем сайте. Предлагаем вашему вниманию еще одно мнение. Своими взглядами поделился выпускник 2016 года Иван Самоделкин.
Иван Самоделкин
Выпускник ГБОУ «Московская школа № 1543 на Юго-Западе» (ранее – школа-гимназия № 1543), физико-химического класса.
Обладатель золотой медали 14-й Международной олимпиады по лингвистике (IOL - 2016), проходившей в индийском Майсуре.
В настоящее время студент факультета химии и биохимии Рурского университета в Бохуме (Германия).
О школе
Какие у вас воспоминания о школе по прошествии трех лет после выпуска?
Воспоминания о школе сейчас остались только хорошие, все проблемные ситуации уже сгладились в памяти. Помнятся совместные поездки, приятная атмосфера в классе и в параллели, любимые учителя. Каждый год мы встречаемся классом в школе с нашей классной руководительницей, заходим иногда и к другим учителям, и хочется так же продолжать.
Есть ли, на ваш взгляд, лишние предметы в школьной программе?
У нас в гимназии не было таких предметов, как труд/технология или музыка, которые, честно говоря, в контексте средней школы кажутся мне лишними. Это дало возможность уделить основным предметам больше внимания: у нас было по 3 часа истории, биологии, английского языка и второго иностранного. Лишним я бы назвал новый предмет в начальной школе – основы религиозных культур.
Окажись вы на месте министра просвещения, каким был бы ваш первый приказ по модернизации школьного образования?
На месте министра просвещения я в первую очередь попытался бы обеспечить значительное увеличение зарплат учителей. Очень часто появляются новости о том, что очередной молодой преподаватель уволился из школы. А вот, например, в Германии работа учителя считается престижной, она хорошо оплачивается, отпуска у педагогов большие. Несколько моих знакомых немцев сейчас учатся на педагогическом и рассказывают о стажировках в школе, говорят, что ждут не дождутся, когда смогут начать преподавать.
Все образование сводится в конечном счете к учителю, именно от него зависит, будут ли ученики любить предмет и хорошо его знать . Повышение зарплат подняло бы статус учителя и позволило молодым, полным энтузиазма специалистам проявить себя.
Еще одним пунктом, который я изменил бы в российском образовании, был бы повсеместный ввод линейной программы истории в школах. На примере нашей гимназии я могу сказать, что такой подход дает возможность более глубокого погружения в каждую эпоху. Циклический же подход в большинстве школ подразумевает завершение всего курса к 10-му классу и оставляет 11-й класс на довольно поверхностное повторение всего материала от Древнего мира до XXI века.
О настоящем
Хватало ли вам знаний, полученных в школе, для обучения на первом курсе вуза?
На первом курсе школьных знаний хватило на два семестра физики и на полсеместра химии и математики. Однозначно могу сказать, что я и другие русские ребята чувствовали себя гораздо увереннее, чем немцы. Очень помогли семь лет школьного немецкого − понимать лекции было с самого начала относительно просто.
Что из школьной жизни, помимо учебы, пригодилось/помогло в вузе?
В остальном школа, к сожалению, не помогла: гимназическая жизнь приучила меня к постоянной работе, 6 рабочих дней в неделю, весь год. В университете же оказалось, что система совершенно другая. В конце семестра ты должен сдать экзамен – вот и все. Никаких обязательных домашних заданий, никаких проверочных и контрольных работ, зачетов, допусков к экзамену, контроля присутствия на лекциях и семинарах – ничего. Вся ответственность ложится на студента, только ты решаешь, что сегодня ты пойдешь на лекции, а завтра сделаешь домашнее задание.
Такой объем свободы, неожиданно свалившийся на меня, позволил расслабиться, даже слишком. Собраться, регулярно ходить на лекции и более-менее учиться весь семестр удалось только ко второму курсу.
Есть ли у вас ощущение, что вы сделали правильный выбор вуза и направления?
В школе моими любимыми предметами были физика и биология. В старшей школе через олимпиады я открыл в себе еще и огромную любовь к лингвистике. В десятом классе нам в школе рассказали о программе, по которой три немецких университета принимают русских выпускников на технические направления сразу, без дополнительного года подготовки. Так как мне нравились сразу несколько естественных наук, я хотел найти что-нибудь на стыке. Только в Рурском университете Бохума была биохимия – направление, показавшееся наиболее интересным.
Получаете ли вы удовольствие от учебы?
За эти три года я понял, что химию однозначно не люблю, а чем больше предмет связан с биологией и человеком, тем больше он мне нравится. Тем не менее я не могу сказать, что у меня есть восторг и безумный интерес даже к этим предметам. То же самое касается и лабораторных практик, которых было очень и очень много. Пусть это в целом интересно, но сказать, что оно мне очень нравится, к сожалению, не могу. В магистратуре работы в лаборатории будет еще больше, и я сомневаюсь теперь, стоит ли продолжать.
О будущем
Планируете после бакалавриата продолжать обучение или предполагаете работать?
Если бы я остался в Москве, то наверняка пошел бы в НИУ ВШЭ на ФИЛ (фундаментальная и компьютерная лингвистика). Слушая рассказы друзей, поступивших туда, чувствую: шанс упущен, но в то же время уверен, что эта дорога для меня еще не закрыта.
Я точно хочу учиться как можно дольше, работа меня пока не привлекает, а учеба нравится. Пока я вижу себя в научной работе над близкой моей душе теме, естественно-научной или лингвистической.
Другие интервью с участниками опроса:
Мнение выпускника: Отдельные школьные предметы – убийство времени
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.