Найти в Дзене
#мудрости

Как я учился на диджея

Оглавление

Здравствуйте, друзья! Решил рассказать вам свою историю приобщения к диджейству. Может быть будет интересно, и пригодится мой опыт, если вас интересует эта тема. А может быть не вас, а ваших друзей, детей, знакомых, братьев, сестёр...

Домашняя тренировка по сведению треков (фото автора)
Домашняя тренировка по сведению треков (фото автора)

Я увлекаюсь музыкой давно. Как и многие. В школе, во времена аудиокассет и "Электроники 302" (для тех, кто помнит), мне нравилось включать музыку для танцующих. На "дискотеках" в школьном классе. Ставить дома песни для друзей, управлять этим процессом.

В наши дни, на коллективных выездах друзей за город, я как-то автоматически стал "диджеем". Ну, не в современном понимании, а просто человеком, который включает музыку. Вероятно потому, что мне не безразлично, что играет фоном, и не нравятся затянувшиеся паузы между песнями во время танцев, или наоборот, когда бесконечно меняют композиции, не дослушав...

Меня всё больше интересовала эта тема, и я стал изучать программы для компьютера, которые используются для управления проигрыванием музыки на публике. То есть, можно, конечно просто набросать песенки в Windows Media Player, и они будут играть друг за другом. Но со временем, возникло желание более продвинуто управлять этим процессом. А именно, вот что хотелось добиться:

1. Двигать песни вперёд-назад в списке воспроизведения, улавливая что пойдёт в данный момент для танцующих, в зависимости от атмосферы на танцполе.

2. Чтобы композиции менялись плавно, не сбивая ритм, без пауз и неприятных скачков.

3. Иметь возможность пред-прослушать песни, чтобы подобрать следующую, не только по названию, но и на слух. То есть услышать трек в наушниках, пока его не слышно в зале.

Как выяснилось, для этого нужна специальная дополнительная аудио-карта в компьютере, в которой можно указать, какой выход используется для наушников, а какой для основного выхода на колонки. При использовании компьютера (ноутбука), лучше всего подключить USB Диджей контрОллер (DJ Controller). С ним можно получить удобные кнопки и ручки для управления, и необходимые входы и выходы.

4. Включить следующий трек в определённый момент на этом треке. То есть не с нулевой отметки (где может быть тишина или вступление), а именно с нужной точки.

5. Ну и продвинуто "миксовать" треки, чтобы получалось что-то новое, своё, созданное из фрагментов двух (трёх, четырёх и т.п.) треков. То есть, уже чистое творчество.

Опытным путём, опросами, наблюдениями и просмотром роликов, дошёл до того, что необходима специальная программа для диджеинга (сведения треков). Ну и идеально, также, иметь внешний USB контроллер (USB DJ Controller) для удобного управления этой программой (упомянут выше).

Я купил контроллер (Numark Mixtrack Pro III), и скачал/установил программы, в том числе идущие в комплекте. Но как-то... не получалось. Не мог я понять логики действий при сведении треков, и видео-ролики не помогали.

Мой контроллер Numark Mixtrack Pro III
Мой контроллер Numark Mixtrack Pro III

Решился записаться на курсы Диджеев

В результате просмотра разнообразных роликов в Интернете, Интернет понял, что мне нужно, и подкинул ссылку на одну из многочисленных школ для диджеев: Action DJ Academy. Это не реклама, просто так оно и было :). Я решился, и позвонил. В первую очередь потому, что местоположение школы было удобным (сейчас они переехали). Пришёл на пробное бесплатное занятие.

Мне очень понравилась атмосфера, хоть сам по себе сервис у ребят был не супер. Но они явно "горели" своей темой и меня это подкупило. Я заплатил за 10 занятий вперёд и выбрал себе удобное расписание (после работы, два раза в неделю).

Мой преподаватель Сергей, объяснял всё достаточно подробно, хоть и было видно, что мой возраст его немного смущает. Но так было поначалу. Потом он понял, что я увлечён темой, и не совсем болван, поэтому расслабился.

Сергей показывал на примере что нужно делать и давал задания. Потом уходил, предоставив мне возможность тренироваться. Я выполнял порученное, стараясь запомнить действия, довести до автоматизма. Без особых напрягов, просто в кайф. Хотя получалось не сразу.

В этой школе диджеев, было организовано несколько отделённых друг от друга кабинок с оборудованием, а звук сделан так, что соседи не мешают друг другу. Рядом со мной занимались другие мальчишки и девчонки очень разных возрастов.

Учились мы в программе Traktor и с помощью контроллеров фирмы Pioneer (в основном).

Тренировочный стенд в Action DJ Academy
Тренировочный стенд в Action DJ Academy

Что я понял и какие навыки более-менее приобрёл

Для сведения двух треков, нужно добиться их одинаковой скорости. С помощью колёс (jog wheel) и питч-регулятора, последующий трек замедляется или ускоряется так, чтобы темпы двух треков начинали совпадать. Чтобы треки стучали одинаково и не было так называемых "скачек". Ну, тыгыдым, тыгыдым. Вот этого не надо :)

Регулируя питч-регулятором скорость трека и подкручивая колесо, нужно добиться синхронности звучания основных ударных в треке. С непривычки это достаточно сложно сделать на слух. Но после некоторой тренировки начинает получаться.

В программах сведения, есть опции-кнопки автоматической синхронизации треков (Sync). Есть также указатели темпа в цифрах (ударов минуту), всё это помогает свести треки ровно, добившись их одинакового темпа.

Но настоящие крутые диджеи делают это всё на слух. Без цифр и автосинхронизации. На профессиональном диджей оборудовании нет опций синхронизации и может не быть указателей BPM (ударов в минуту).

Профессиональные проигрыватели и диджейский пульт (фото автора)
Профессиональные проигрыватели и диджейский пульт (фото автора)

Для грамотного сведения, необходимо считать "квадраты". Это отрезки из четырёх тактов (то есть четыре раза по четыре или четыре такта - это один "квадрат"). После одного, двух, четырёх или восьми квадратов, обычно в треке что-то меняется. Мелодия, тема, партии инструментов и тп. В этот момент можно начать примиксовывать другой трек. Если прицеплять следующий трек в другой момент, то получится некрасиво.

Очень прикольно, что какое-то время треки могут играть одновременно, и это по-настоящему захватывает. Получается что-то новое, что, возможно никто до вас не делал :)

Так что надо очень хорошо уметь считать квадраты. Со временем этот навык развивается до состояния интуиции.

После первого занятия я неделю слушал всякие ремиксы в наушниках и считал до четырёх, замечая смену темы в композициях. Так оно и есть!Обычно, электронные композиции имеют размер 4/4 и пишутся именно таким образом. Прикольно!

Считаю квадраты (фото автора)
Считаю квадраты (фото автора)

При сведении двух треков, если они звучат синхронно в ритм, басовые партии у них могут быть разные и несовпадающие. Может получиться некоторое "бухтение" и каша из низких частот. Так оно часто и бывает.

В процессе перехода от одной песни к другой важно убрать низкие частоты одного трека и добавить от другого. Это обычно делается в определённый момент, в конце очередного квадрата.

Один из контроллеров (фото автора)
Один из контроллеров (фото автора)

Для этого как раз и служит кнопка Cue. Трек подтягивается (подкручивается) колесом к нужной точке старта. Устанавливается точка нажатием кнопки Cue. Теперь при нажатии на Play, композиция стартанёт с этой точки. При необходимости на неё вернуться, просто нажимаете снова Cue.

Можно наставить несколько точек и скакать между ними (нужен очередной навык).

Сведение - это то, ради чего, собственно :)

Один трек заканчивает играть. Незаметно начинает играть другой. Слушателю вообще может быть непонятно, что другая песня уже началась. Он просто слышит новые звуки, перкуссию, эффекты...

Для сведения необходимо сначала синхронизировать треки. Чтобы они стучали одинаково. Потом у последующего трека выкручиваются в ноль низкие частоты (в каждом контроллере или пульте есть ручки частот), почти в ноль средние, и если нужно, то и высокие. Движками громкости треков убирается старый и добавляется новый трек. Если хочется, чтобы произошло смешение вокала или основной мелодии, то высокие и средние частоты не выкручиваются до нуля. Можно играть и варьировать ими, и постепенно убрать частоты, и таким образом партии старого трека и добавить их от нового. А вот бас меняется в последнюю очередь.

Считаем до четырех, и... убираем в ноль бас старого трека и добавляем от нового. Убираем движком громкость старого. Вуаля! Мы свели трек. Играет следующая композиция.

Описание процесса сведения упрощено для понимания. Но я уверен, что вы всё равно не вполне поняли :)

Эффекты, это половина диджеинга. Эффекты меняют звучание композиции. Эффектов целое море. Самые основные и прикольные имеют общеизвестные называния. Но я для запоминания даже фоткал названия тех, которые понравились.

Пробовать эффекты и разбираться в их сочетании с фильтрами частот или друг с другом это мега-творческое и очень захватывающее занятие. Но когда вы что-то запомните и сможете применять, кайф будет нереальный. Так было у меня.

На картинке выбраны три эффекта и они работают одновременно, дополняя друг друга (программа Traktor)

Эффекты в программе Traktor
Эффекты в программе Traktor

Петли - это повтор определённого участка трека. То есть можно зациклить часть песни, как большой участок, так и очень маленький.

Петли я толком не освоил. Но понял интересную вещь. Если диджею нужно отойти от пульта (на время), то можно зациклить 8-16 квадратов, и народ на танц-поле особо ничего не заметит :)

То же самое подойдёт для ситуации музыки для какого-нибудь конкурса.

Как и где применять навыки

Конечно не всем суждено быть талантливыми и известными диджеями, но описанных навыков в сочетании с небольшим опытом хватит для вполне сносного управления танцевальной вечеринкой друзей.

Играю на выезде для друзей (фото автора)
Играю на выезде для друзей (фото автора)

Несколько раз на выездах у меня это получилось довольно неплохо, хоть и сказывался недостаток практических тренировок.

Увлечённо свожу треки. Помогают правильные напитки :) (фото автора)
Увлечённо свожу треки. Помогают правильные напитки :) (фото автора)

Немного об оборудовании

STAGG DJS-LT10
STAGG DJS-LT10

Кроме контроллера и наушников есть много полезных аксессуаров.

На картинке выше видна подставка для ноутбука. Очень и очень удобная вещь. Позволяет разместить контроллер под ноутбуком и экономить место на столе. И иметь экран ближе к глазам. Рекомендую, если вдруг...

Гладильная доска - идеальный столик для DJ оборудования :) (фото автора)
Гладильная доска - идеальный столик для DJ оборудования :) (фото автора)

Не только я её использую, но и другие. Фото с одного из бизнес-завтраков:

Подставка для ноутбука - удобная вещь. (фото автора)
Подставка для ноутбука - удобная вещь. (фото автора)

В заключение

Диджеинг - это творчество. В нём можно развиваться, если практиковаться достаточно регулярно. Это приносит кайф и удовлетворение. Конечно, если хочешь достичь успеха в каком-то деле, им нужно заниматься. Не всегда сейчас для этого есть время. А мотивация возникает тогда, когда предстоит очередной выезд для друзей и начинаешь понимать, что нужно подготовиться :)

Я рассказал далеко не обо всех моментах и секретах. Это просто моя небольшая история без особых технических подробностей. Множество материалов и тренингов вы можете найти в Интернете, особенно в Ютубе. Есть и платные курсы. Но если увлечётесь, или это понравится вашему ребёнку, лучше взять хотя бы несколько очных уроков. Как только и если позволит жизнь.

Желаю вам словить кайф от своего первого микса.

Ваш DJ Vanches ✌

DJ Vanches пока студент :)
DJ Vanches пока студент :)

Расскажите в комментариях о вашем опыте диджеинга, если таковой есть 🤟

***

Искренне ваш, © Иван С.

Поставьте лайк 👍, если статья вам понравилась, и поделитесь с друзьями. Подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации.

***

Читайте также: