Подход к воспитанию крестьянских детей на Руси был строго регламентирован, основан на традициях, уходящих вглубь веков. Методы были апробированы и вбирали в себя самые необходимые методики. И хотя принято считать, что они давно устарели и растеряли свою актуальность, но, тем не менее, сравнение их с новейшими методами воспитания любопытно.
Процесс воспитания был весьма строгим. Мысль о равенстве детей и родителей никогда не допускалась. Авторитет последних был непререкаем и не подлежал обсуждению. В подходе к воспитанию родители придерживались единых правил, однако допускались незначительные разногласия, которые, впрочем, никогда не попадали в поле зрения ребенка, поэтому манипулировать родителями дети не могли даже теоретически.
Баловать детей было не принято, причем здесь различия не делали между девочками и мальчиками. Обязанности по дому распределял сам глава семейства, которые выполнялись беспрекословно. Однако за их успешное выполнение всегда поощряли, сообщая о степени пользы, которую принес ребенок своей семье.
Сам период воспитания ребенка четко разделялся на три семилетних периода, в соответствии с которыми распределялись и трудовые обязанности.
Первая семилетка называлась детством или младенчеством. В этот период мальчиков учили держаться в седле, помогать отцу при уходе за скотиной и в поле, а также основам ремесла, например, изготовления всевозможных игрушек из подручных материалов, плести корзины и лапти. В процессе помощи отцу начинали постигать основы изготовления необходимых в быту изделий и мебели.
Вторая именовалась отрочеством. Примечательно то, что именно начиная с семилетнего возраста, начиналось разделение детей по половому признаку в одежде. Мальчиков одевали в порты, а для девочек шилась длинная до пят рубаха. В этом периоде навыки ремесла и ведения домашнего хозяйства закреплялись.
Третий период, он же юность, начинался с четырнадцати лет. К началу его мальчик уже был настолько подготовлен ко взрослой жизни, что часто становился правой рукой своего отца, помощником и главой семьи при отсутствии родителя. Девочка при этом обладала всеми навыками ведения домашнего хозяйства наравне с матерью. При этом требования к мальчикам были строже, ведь именно из них в конечном итоге вырастали настоящие кормильцы и защитники семьи, рода.
Настоящим подтверждением на зрелость считалось способность мальчиков к землепашеству, то есть работам в поле. Они проводили удобрение почвы, разрыхление после вспашки плугом, управляли лошадью. Также принимали активное участие в сборе урожая. А к четырнадцати годам подросток уже мог уверенно проводить все работы самостоятельно.
Уход за скотиной в крестьянских семьях также был прерогативой мужчины. Женщины могли только доить и выгонять скотину на выпас. Кстати, такое ответственное занятие как выпас коня производили исключительно мальчики с раннего возраста.
У народов Севера и Сибири были распространен промысел мелкой и крупной дичи. До девяти лет маленький мужчина уже мог расставлять силки на дичь, метко стрелять из лука и добывать рыбу. В 12 лет он вступал в промысловую артель и за двухгодичный период обучения становился полноправным ее членом. Тогда молодой человек становился добытчиком для семьи и вносил свой вклад в ее семейный бюджет. В этот же период родители присматривали ему невесту.
И последнее, с раннего детства мальчика учили защищать свою любимую женщину не только физически, но и морально, материально, быть опорой для семьи.