Мечты помогают достичь поставленной цели!
Практически все спортсмены и артисты не понаслышке знают, что перед ответственным выступлением необходимо настроиться на положительный результат и готовить себя только к победе. Не зря перед экзаменами, собеседованием на работу, соревнованиями психологи рекомендуют как можно чаще повторять: «У меня все получится!» — и представлять себе, как в зачетку ставится «отлично», новый начальник поздравляет с желаемой должностью, а мяч закатывается в ворота.
Подобный эффект от аутотренингов специалисты склонны были списывать на благотворное влияние положительной настройки на самооценку, якобы человек просто становится более уверенным в себе и легче преодолевает препятствия. Однако недавно психологи доказали, что воображение своего триумфа играет гораздо более значительную роль в достижении целей, чем предполагалось раньше.
Подобные выводы ученым позволили сделать результаты эксперимента с участием двух групп студентов. Испытуемые должны были пройти видеоигру на реакцию, суть которой состояла в том, что игроку необходимо было как можно быстрее нажать на соответствующую кнопку при появлении светящейся точки на дисплее. Так, зеленому огоньку соответствовала зеленая кнопка, красному — красная, желтой точке — желтая. Двум группам объявили о предстоящем задании одновременно, однако перед игрой одних студентов отпустили на 15 мин. попить кофе, а добровольцев из второй группы попросили в течение этого времени представить процесс игры, вообразить, как они нажимают разноцветные кнопки при появлении на мониторе огоньков.
В ходе испытания студенты показали совершенно разные результаты. Тем, кто не настраивался на игру, требовалось в среднем в три раза больше времени на выработку стратегии, а их результаты были гораздо хуже, чем у ребят, воображавших процесс игры. Ученые подчеркивают, что ни одни, ни другие испытуемые не знали, как выглядит приставка и как расположены кнопки. Тем не менее сила воображения позволила ребятам подготовиться к игре, проведя своеобразную ментальную тренировку. Ученые считают, что воображение предстоящего действия позволяет человеку расширить границы своего восприятия.
Например, сегодня практически любое психологическое консультирование начинается с того, что психолог просит своего клиента детально представить успешное разрешение волнующего вопроса. Человек визуализирует свой успех, делая его реальным в своем сознании. Таким образом удается конкретизировать параметры успеха и разработать стратегию их поэтапного воплощения в жизнь.
Ведь как только человек попадает в стрессовую ситуацию, мозг начинает анализировать происходящее. В норме непривычная среда сканируется начиная с наиболее близких, попадающихся первыми на глаза предметов, затем воспринимаются и анализируются другие, менее важные элементы и только потом конструируется общая картина. Кроме того, пока мозг не опознает главные элементы, человек не переключится на частности, не сможет проанализировать ситуацию, а значит, и эффективно ответить на ее вызовы. Другое дело, если индивид заранее подготовил себя к появлению определенных предметов и представил себе их функции. Мозг уже не прореагирует на эти стимулы как на качественно новое, а значит, сможет быстрее пройти этап адаптации к новой обстановке и перейти к разработке алгоритма действия в предложенных условиях.
В процессе первых минут восприятия новой действительности мы ограничены так называемым «ментальным личным пространством», которое очень настороженно относится к новым объектам, попадающим в его границы. И возникающее сопротивление мешает быстро сориентироваться в ситуации. Мы же показали, что личное пространство можно расширить, подготовив себя к появлению нового. Нужно просто вообразить себе ожидаемое, запрограммировав себя на нужный нам результат. Таким образом снимаются барьеры восприятия и человеку гораздо легче преуспеть в реальности. В общем, наше исследование подтвердило идею, которую отстаивали мотивационные и спортивные психологи, — у воображения есть экстраординарная способность формировать действительность.
Автор статьи: Екатерина Люльчак, к.п.н., психолог Центра развития личности Visionerium. Практикующий психолог, автор научных статей.
В 2007 – закончила философский факультет МГУ, кафедра политической психологии
В 2010 – защитила кандидатскую диссертацию по специальности «политическая психология»
В 2018 – профессиональная переподготовка по специальности «клиническая психология»
С 2010 года – частная тренерская практика в сфере развития креативности, эмоционального интеллекта, лидерства.
С 2014 года – частная психологическая практика
С 2016 года – научный редактор проекта Karmalogic
Специализация:
- Психодиагностика и патодиагностика
- Работа с нехимическими зависимостями (пищевая, любовная, интернет-зависимость)
- Психотерапия личностных расстройств
- Психотерапия фобий, панических атак, депрессий и тревожных состояний
- Терапия шоковых травм и ПТСР
- Коррекция эмоционально неустойчивых и пограничных состояний
Методы работы:
- когнитивная терапия при работе депрессиями, тревожными расстройствами
- транзактный анализ при терапии пищевых, любовных и сексуальных аддикций
- трансовые методики и ДПДГ при работе с шоковой травмой и ПТСР
- схема-терапия при работе с субличностями и нестабильными состояниями