Мы с вами испытываем массу эмоций. Они достаточно плавно переходят из одной в другую. В кризисные и конфликтные ситуации переходы становятся резче, а эмоции более отдалёнными по полюсам. Клоун на сцене всегда в конфликте, поэтому приём демонстрации разно полярных эмоций здесь часто всплывает.
Существует множество противоположных состояний: щедрость-скупость; высокомерие- лесть, бдительность - доверие.
В каждом из нас подобные полярные состояния возникают только по причине предрасположенности к социальным связям. Мы не всегда можем продемонстрировать эти метания и показываем их более сглажено, прячась за словами.
Есть замечательная форма в Playback, где эта тема обыгрывается. Зритель рассказывает историю в которой испытывает всё ещё противоположные эмоции. Затем пара актёров играют его состояние, поочерёдно сменяя друг друга, при этом один стоит впереди, а другой сзади, в упор прислонившись к первому. "Эмоции" перебивают одна другую, выпирают на первый план.
Момент двойной эмоции здорово обыгран в фильме "Ширли-мырли", где для американской невесты пока остаётся тайной, что у мужа есть брат близнец.
На контраст состояний построен и номер Братьев Пономаренко, где каждая фраза противоположна предыдущей (номер - старый баян, но пример шикарный).
На занятиях по клоунаде мы делали упражнение любовь-ненависть. Задача заключалось в быстрой смене этих состояний и их искреннем проживании. Мы орали матом и через секунду снова хотели всех от души расцеловать. По сигналу мастера требовалось давать ещё одно состояние, полностью нейтральное для соединения с публикой. В этом месте был большой смех и неосознанное удивление у наблюдающих. Удивление - как переходная и самая короткая эмоция остаётся публике.
Влюблённость и раздражение
Наслаждение и отвращение
Хороший пример этой пары есть в фильме "Прислуга", где служанка накормила бывшую хозяйку пирогом с дерьмом.
Уверенность и страх
Гнев и Печаль
Пара "гнев - печаль" интересна не только своими разными энергиями (гнев - мощная энергия, которая буквально прёт из человека, печаль- взгляд внутрь себя и энергия на нуле), но и тем, что это очень быстрый проход по стадиям любого кризиса . Посмотрите новое кино К. Тарантино "Однажды в Голливуде": Леонардо Ди Каприо активно использует этот приём.
В жизни мы такие кризисы проходим каждый день, но они гораздо плавнее. Если же смены эмоций быстрые и всё разворачивается на наших глазах стремительно - выходит очень смешно. Удивление - эмоция, которая является связующим звеном при переходе к новой стадии, остаётся наблюдателю (публике). Клоун её "проглатывает". Как раз импульсом этого удивления служит смех.
Сама по себе резкая смена эмоций демонстрирует окружающим, что это игра. В импровизации есть формат, где ведущий вкидывает эмоции актёрам в сцену. Их реплики, тон, поведение тут же меняется, что позволяет двигать сцену дальше. На каждую такую смену состояний у публики всегда есть реакция смех.
И напоследок, для ваших раздумий о различных эмоциях и их связях схема Роберта Плутчика 1980 года.