Найти тему

Отец кинофестивалей на воде и в мире

Coppa Mussolini
Coppa Mussolini

Мысли, высказанные вслух или записанные на бумаге, лучше других может прокомментировать только их автор. Это за президента его действия и высказывания комментирует пресс-секретарь.
Нам применение глав Уголовного кодекса комментировал их автор,
а Международное право читал приятель вице-президента США.
Другие могут полностью извратить даже определения.

Пристрастия первого фашиста

6 августа 1932 года в Венеции открылся первый Международный кинофестиваль. На протяжении двух недель до 21 августа город на воде находился под воздействием магии мирового кинематографа. Непосредственным вдохновителем и патроном фестиваля был никто иной, как главный фашист планеты Бенито Муссолини. К слову, все диктаторы межвоенного периода были неравнодушны к кинематографу, видя в нём, в первую очередь, не паханное поле для пропаганды своих идей.

Поскольку фашизм как политическое течение принял по большей части рабочий класс, а мыслящее население Италии встретило его в штыки, озабоченный утечкой мозгов и отъездом творческой интеллигенции, Муссолини прикладывал колоссальные усилия для привлечения в стан единомышленников не только пролетариев, но и деятелей науки и культуры. Да и бурно развивающейся американской киноиндустрии с её «Оскаром» старушке-Европе давно пора было что-то противопоставить. Дуче настоятельно рекомендовал организатору первого Венецианского кинофестиваля графу Джузеппе Вольпи и генеральному директору фестиваля Антони Мариани отобрать в конкурсную программу такие фильмы, чтобы были отражены все международные достижения в области киноискусства. И они со своей командой, находясь в постоянном контакте с дуче по делу государственной важности, отобрали на конкурс
29 полнометражных и 14 короткометражных фильмов, произведённых
в девяти странах. Кинематограф Советского Союза в конкурсной программе представляли: «Путёвка в жизнь» режиссёра Николая Экка, «Тихий Дон» Ольги Преображенской и Ивана Правова и «Земля» Александра Довженко. Жюри оказалось настолько объективным, что итальянским лентам не досталось ни одного приза, а гран-при, названный «Кубком Муссолини», вообще не вручили (по другим данным, ещё не учредили –
прим. авт.).

Первый европейский международный кинофорум привлёк к себе пристальное внимание и в Европе, и в США, ленты которых также были представлены. На первом сеансе, начавшемся в 21:15 на террасе отеля Excelsior на Венецианском Лидо, был показан фильм ужасов американского производства «Доктор Джекилл и мистер Хайд» — экранизация повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», поставленная выдающимся американским режиссёром, армянином Рубеном Захарьевичем Мамуляном (1897—1987), в котором обе заглавные роли сыграл Фредрик Марч, получивший за них «Оскара». На следующий фестиваль Мамулян привёз историческую ленту «Королева Кристина» с Гретой Гарбо в заглавной роли, а спустя ещё год он снимет в Голливуде первый в мире полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп».

Кстати, советский художественный фильм о беспризорниках «Путёвка в жизнь» первенствовал в номинации «Лучшая режиссёрская работа».

Второй Венецианский

Второй Венецианский международный кинофестиваль прошёл спустя два года, с 1-го по 20 августа 1934 года. Памятуя неуспех итальянских лент, регламент претерпел изменения. Было принято решение награждать «Кубком Муссолини» лучшие итальянские ленты и лучшие иностранные по отдельности. Фестиваль расширил международное представительство до 17-и стран-участниц, представивших на суд жюри и зрителей в конкурсной программе 40 полнометражных фильмов.

«Кубок Муссолини» стал своеобразным европейским «Оскаром», поскольку других международных конкурсов и наград в области кинопроизводства ещё не существовало, что придавало ему дополнительные престиж и значимость.

На Втором Венецианском международном кинофестивале Бенито Муссолини распорядился персонально отметить Советский Союз, как представившего лучшую ретроспективу. Тогда в программу фестиваля вошли шедевры советского кинематографа: «Весёлые ребята» Григория Александрова, «Гроза» Владимира Петрова, «Петербургская ночь» Григория Рошаля и Веры Строевой, «Иван» Александра Довженко, «Пышка» Михаила Ромма, «Новый Гулливер» Александра Птушко и «Окраина» Бориса Барнета.

В ответ в СССР 21 февраля 1935 года в кинотеатре «Ударник» показом фильма «Чапаев» открылся Московский международный кинофестиваль, фильмы на который, помимо хозяев, прислали кинематографисты восьми стран: Великобритании, Венгрии, Италии, Китая, Польши, США, Франции и Чехословакии. Председателем жюри был Сергей Эйзенштейн. Помимо фильмов, завоевавших международное признание в Венеции, на суд зрителей представили и другие советские художественные и документальные ленты.

Далее – ежегодно!

После 1934 года Венецианские фестивали стали проводиться ежегодно по 1942 год включительно. И на каждом вручали «Кубки Муссолини». Их обладателями, помимо итальянских картин, становились киношедевры из Великобритании, США, Германии и Франции. В 1935 году лучшим иностранным фильмом стала голливудская лента Кларенса Брауна «Анна Каренина» с Гретой Гарбо в заглавной роли.

В 1938 году жюри Шестого Венецианского кинофестиваля спровоцировало международный скандал, буквально в последнюю минуту под давлением германской делегации изменив решение вручить «Кубок Муссолини» за лучший художественный фильм американцам, наградили безусловно талантливо исполненный немецкий документальный фильм Лени Рифеншталь «Олимпия» о берлинской Олимпиаде 1936 года. В результате, полнометражный мультфильм Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов» получил «Большой приз», а итальянский «Кубок Муссолини» — фильм «Пилот Лючано Серра» режиссёра Гоффредо Алессандрини.

1 сентября 1939 года по итогам Седьмого Венецианского кинофестиваля, в отсутствие американских и советских кинолент в программе, «Кубок Муссолини» за лучший фильм вручили только итальянской исторической драме «Кардинал Мессияс» (Abuna Меssиаs) Алессандрини. Потом,
на протяжении оставшихся трёх лет, его получали только итальянские и германские фильмы, а представители многих других стран фестиваль игнорировали, обвиняя организаторов в пропаганде фашизма и национал-социализма. Американские и британские кинематографисты официально заявили, что более на Венецианском кинофестивале представлять свои фильмы не будут.

По итогам Восьмого Венецианского кинофестиваля «Кубок Муссолини» за лучший иностранный фильм получил фильм «Почтмейстер» австрийского режиссёра и кинооператора Густава Учицки, работавшего в Германии, снятый по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Снимавший до этого в основном пропагандистские фильмы, прославляющие Третий Рейх и национал-социализм, Учицки о такой награде и мечтать не мог.

Венецианские фестивали стали катализатором для организации французскими кинематографистами в 1939 году Каннского и других кинофестивалей. Парадоксально, но Восьмой, Девятый и Десятый Венецианские кинофестивали впоследствии были признаны… официально не проводившимися, вследствие чего кинофестиваль 1946 года оказался без номера вообще, а 1947 года стал опять Восьмым. Впрочем, и в СССР о первом Московском международном кинофестивале также успешно забыли, а возрождённый в 1959 году кинофорум получил порядковый номер «Первый».

***

Кстати, если «Кубку Муссолини» в послевоенные годы нашли замену в виде «Золотого Льва Святого Марка», то в честь другого фашиста Джузеппе Вольпи, несмотря на его мировоззрение, в качестве приза за лучшее исполнение мужской и женской ролей в 1935 году учредили «Кубок Вольпи», который вручается и поныне. Почему? Да потому, что все определения фашизма, данные не Муссолини, мягко говоря, не соответствуют действительности. Лидер итальянских фашистов противопоставлял фашизм капитализму и социализму (включая германский национал-социализм, расовую доктрину которого называл бредовой, а национал-социалистов – бандитами и педерастами – прим. авт.), определяя его как «сильное, органичное и опирающееся на широкую народную базу государство-абсолют, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства». Муссолини считал, что расслоение общества неизбежно и благотворно влияет на развитие государства, и был ярым противником классовой борьбы и других базовых понятий научного коммунизма Маркса. Он по-библейски утверждал, что «фашист любит ближнего своего», «живёт в общении с цивилизованными народами, но отвергает мировые объятия». А это в корне отличается от того, чему нас учили в школе и институте.

Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!