Из воспоминаний фронтовика Приклонского Э.Е.
Комбат собрал всех офицеров, провел совещание. стоял один вопрос-что делать? Горючее у всех заканчивается, а задача выход к морю остается. Прикинули и порешали-остатки горючки Т-34 слить, заправить одну роту танков и батарею самоходок. И подвижной группой с десантом продвигаться на Пройсиш-Холлянд. Оставшиеся занимают круговую оборону и ждут тылы. Радисты с командиром бригады связь установили.
Прошло полчаса и группа к движению готова. Майор с фамилией Туз ее поведет. Мы дальше будет углубляться в тыл, будем наводить порядок на дорогах, все ближе Балтийское море. Надо силам фрицев располагающихся в Восточной Пруссии отход перекрыть. Нельзя им присоединиться к отступающим к Одеру фашистскими армиям.
Идем быстро, меняем иногда направление, чтобы не попасть на засаду где-нибудь на прямой. Делаем очень короткие остановки, подтягиваются отстающие от колонны машины. Майор очень хорошо ведет колонну словно где-то на родине. Аккуратная дорога с обязательными деревцами на обочинах. Строгое равнение лесопосадок. Спим мало и все урывками.
Дозорные заметили слева длинное одноэтажное строение, там подозрительное движение. С ходу открываем огонь, из окон и дверей стали вылезать солдаты и разбегаться по полю. Убегающих хорошо видно в поле, проходит несколько минут и все закончилось. Пылает казарма, валяются срезанные очередями фрицы, вальяжно лежит толстый фельдфебель с трубкой в зубах.
Марш продолжаем в полной темноте, спать нестерпимо хочется. Проехали два озера и без выстрела вошли на северную окраину городка Заальфельд. Сворачиваем влево и продвигаемся в центр, там темнеет шпиль кирхи. К переезду майор отправил два танка, необходимо закрыть въезд в город. Кое-где горят лампы.
Натыкаемся на хвост колонны и спокойно идем вдоль нее слева. В колонне бортовые автомашины и бронетранспортеры. Успел рассмотреть несколько орудий. Фрицев не видно, но некоторые машины прогреваются. Продолжаем движение. На танки никто внимания не обращает, тут глубокий тыл. Сейчас будем благодать устанавливать!
Вот головной танк на площади, раздается длинная очередь. Вспыхивает фара у командирской машины, наш условный сигнал. Танки врезаются в строй грузовиков, подминают все под себя. Начинается суматошная перестрелка. Из проулка выбежали кони запряженные в подводу. Они шарахаются от танков, обрывая упряж, запутались в ней и стали посреди мостовой. Стоят и дрожат всем телом, дымятся паром. Механики очень осторожно их объезжают...
На церковной площади пылает машина, рвутся патроны. Потом загорелся один дом выходящий на площадь, там стреляли очень сильно. В большом особняке на ночь остановились офицеры. Когда все началось, стали отстреливаться. Это дом пастера. Встретил наших автоматчиков поднятым распятием, загораживал дверь наверх. Сражен на своем посту автоматной очередью. Попадью с младенцем вытолкнули и к офицерам закинули пару гранат. Все стихло.
Приказано без толку не гонятся за фрицами, пусть бегут. Все машины собрались на площади. Автоматчики проверяют окружающие здания, чтобы не получить фаустпатрон в борт. Расставлены секреты и объявлен отдых, но возбуждение после захвата городка велико, народ не спит.
В пламени пожара мелькают черные и головастые фигуры танкистов. Жутко на все это смотреть со стороны бюргеру. Пусть смотрит и запоминает. И внукам потом рассказывает, как его в зимнюю ночь подняли советские солдаты, разгромленные победоносными войсками в 41-м.
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
ДРУГИЕ СТАТЬИ:
ПУШКА-ГИГАНТ
НАСТУПАЕМ ПО КРУПНОМУ
РЫСКАЛИ ПО ОКРЕСНОСТЯМ