Многие туристы, посещающие за последние три недели Лувр, оказываются в замешательстве, не находя самый знаменитый экспонат, каковым является «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. На самом деле картину просто переместили примерно на три месяца.
Постоянное место «Джоконды» в экспозиции – так называемая Большая галерея, по стенам которой развешены картины мастеров итальянского Возрождения, среди которых есть очень большие полотна. Чтобы они лучше воспринимались, было принято решение перекрасить стены галереи, сделав их более светлыми, а также улучшить освещение, сделав его более современным. Это только одно из мероприятий, направленных на улучшение условий хранения и зрительского восприятия экспонатов Лувра, которые реализуются без особого шума уже несколько лет.
Однако информирование туристов о перемещении шедевра, ради которого многие идут в Лувр и едут в Париж, оказалось явно не достаточным. Многие туристы и даже целые группы приходят именно в Большую галерею в ожидании увидеть «Джоконду» и останавливаются в недоумении. Надо отметить, что к этой картине сегодня привлечено особенно пристальное внимание, потому что в начале мая отмечалось 500-летие со дня смерти Леонардо, а поскольку этот титан Возрождения, как считается, возвращался доработке своего главного творения до конца дней, то и «Мона Лиза» в мае позиционировалась как картина-юбиляр.
Между тем, «Джоконда» проведет вторую половину лета и первую половину осени 2019 года в компании полотен Рубенса. В выборе места ее временного пребывания нет никакой художественной логики. Просто соответствующий зал Лувра оказался наиболее подходящим, чтобы выделить в нем специальное пространство как для самой картины Леонардо, так и для многочисленных туристов, стремящихся увидеть шедевр поближе и сфотографироваться с ним (чаще всего, «Мона Лиза» предстает на селфи небольшой «почтовой маркой» на дальнем фоне, поскольку протолкаться к ней на расстояние 2-3 метров мало кому удается). Кроме того, пуленепробиваемое стекло, за которым хранится шедевр, заметно бликует, и вместо «Джоконды» на фото нередко оказываются отражения других картин, выставленных в Большой галерее.
Впрочем, этот недостаток защитной системы обещают устранить. Раз уж «Мону Лизу» пришлось побеспокоить, решено заменить защищающее ее стекло чуть более затемненным и обладающим значительно меньшим зеркальным эффектом. Изменение системы освещения также будет способствовать уменьшению вероятности появления бликов и отражений.
Кроме «Джоконды», из Большой галереи на время ремонта переехали и другие картины. А вот огромное полотно Веронезе «Свадьба в Кане Галилейской» перемещать не рискнули и одели его в специальный защитный футляр, разумеется, тоже прозрачный.
Иллюстрации:
Обычная картина топящихся туристов напротив «Моны Лизы» на ее обычном месте в Большой галерее Лувра. Источник иллюстрации: Викимедиа
Главный экспонат Лувра переместили в ночь с 16 на 17 июля 2019 года. Источник иллюстрации: Лувр
На время ремонта Большой галереи «Мона Лиза» расположилась по соседству с картинами Рубенса в Галерее Медичи Лувра. Источник иллюстрации: Лувр
Паоло Веронезе. Свадьба в Кане Галилейской. 1562-1563. Масло, холст. 666х990 см. Лувр. Париж, Франция.