Французский фильм "Игрушка" (1976) хорошо известен советским и российским зрителям. Его называют "самым социалистическим" в творчестве режиссера Франсиса Вебера. В 1977 году фильм выдвигался на престижную премию «Сезар». Одна из причин популярности - продуманная психология персонажей, их характеров.
Эрик Рамбаль-Коше - на первый взгляд, типичный капризный избалованный ребёнок. Живя в огромном доме со множеством игрушек, он отличается от других капризных детей лишь размахом аппетитов. Но власть для него - лишь способ компенсации отсутствия нормальных отношений с родителями. И он тянется не к холодному родному отцу, а к более живому Перрену, которого он "купил" в магазине как игрушку. Их роднят детские части личности - "внутренний ребенок", который есть в каждом человеке.
Пьер Рамбаль-Коше - миллионер, владелец газеты «France Hebdo». Отец Эрика, диктатор, по типу характера параноид. Целеустремленный, с завышенной самооценкой и огромным ЧСВ. Властный, презрительный, высокомерный, он издевается над своими подчиненными (эпизод со столом в начале фильма, увольнения сотрудников по ничтожным поводам).
Перрен. - У президента 6000 служащих. 6000 игрушек.
Цель Рамбаля-Коше - вырастить из сына копию себя, преемника.
Перрен. - Все-таки я не так мало успел. Я надеюсь, он избежит большой беды - стать похожим на вас.
Если бы Рамбаль-Коше прочел книгу Карла Леонгарда "Акцентуированные личности", то понял бы особенности своего психотипа. И возможно, смог бы скорректировать излишне жесткие черты характера, ощутить своего подавленного "внутреннего ребенка". Критически оценив свою нетерпимость, ригидность, комплекс правоты, он сумел бы понять, почему Эрик тянется не к родному отцу, а к "игрушке" Перрену.
Бленак - главный редактор газеты. Яркий конформист, готовый исполнить любой приказ и каприз "господина президента" Рамбаля-Коше. Примечателен диалог между ними.
- Раздевайтесь. Обойдете редакцию голым. Увидим, развлечем ли это сотрудников.
(Бленак снимает пиджак, брюки)
- Что это с вами, Бленак? Что вы делаете?
- Раздеваюсь, господин президент...
- Вы, стало быть, способны остаться совсем голым? И в таком виде обойти редакцию?
- Но ведь вы мне велели, господин президент.
- Так кто же из нас хуже, господин Бленак, кто чудовище? Я, приказавший скинуть вам брюки, или вы, готовый оголить свой зад?
- Не знаю, господин президент.
- Вот в этом-то и сложность.
Это важный психологический момент фильма. Есть властные люди, желающие командовать и издеваться - но есть и подчиненные, которые готовы безоговорочно слушаться. Рабская, виктимная психология - это вариант выбора, который люди делают добровольно.
Франсуа Перрен (Пьер Ришар) - безработный жерналист, неуклюжий и неловкий. Но добрый.
Перрен. - Предупреждаю, я не умею верхом. (падает на лестнице)
Эрик. - Он и пешком не умеет.
Добродушный простак, Перрен играет роль зеркала для других персонажей. Они резко контрастируют на фоне скромного служащего. Также Перрен - глашатай справедливости, он наказывает Рамбаля-Коше, выпуская нелицеприятную газету о нем. Кстати, чем-то Перрен напоминает Анатолия Ефремовича Новосельцева из "Служебного романа".
Новосельцев также весьма скромен и нерешителен, однако в нем, как и в Перрене, иногда просыпается возмущенное нахальное "я". И тогда Перрен/Новосельцев совершает экстравагантные поступки (садится в ванну в одежде, толкает в бассейн жену Рамбаля-Коше, поет и пляшет перед директором-"мымрой", обливает ее водой и т.д.).
Амплуа Пьера Ришара чем-то напоминает амплуа Джон Кэнди в комедиях Джона Хьюза, также Перрен схож с персонажем Форрестом Гампом в знаменитом фильме Роберта Земекиса. Наивность, неловкость, неуверенность, нерешительность, но при этом доброта и неконфликтность.
Если статья интересна - ставьте лайк, подписывайтесь, пишите комментарии )