Ежегодно на российском телевидении множество программ и сериалов, в том числе и новых. Но, зачастую, выпуская на «большие экраны» новый телевизионный продукт, его продюсеры не могут наперед знать, насколько будет успешен выпущенный проект. Если проект «проваливается», то его быстро снимают с эфира и «кладут в долгий ящик». Но вот если он становится успешным… в этом случае начинается совсем другая песня.
Участники таких проектов становятся знаменитыми, а продюсеры пытаются извлечь максимум прибыли из успешного проектов. В том числе это достигается путем продажи сопутствующей продукции, содержащей символику успешного проекта (брелоков, ручек, магнитиков, кружек, плюшевых игрушек и т.д.). Но это порождает у продюсеров закономерный вопрос: а как защитить свои доходы, а в идеале – монополизировать?
Как ни странно, ответ на данный вопрос был давно найдет. Дело в том, что сами телепрограммы, сериалы, фильмы и многое другое, что транслируется на телевидение так или иначе охраняется в качестве объектов авторского права. Но одной из проблем авторского права является то, что очень сложно доказать, что именно ты являешься правообладателем. Именно поэтому продюсеры пошли другим путем. Они стали регистрировать названия программ / сериалов, а также другие их элементы регистрируют в качестве товарных знаков. Товарные знаки защищать проще, чем объекты авторского права.
К настоящему моменту сложилась ситуация, что у большинства телеканалов есть целый ряд зарегистрированных товарных знаков. Так, например, в Реестре товарных знаков можно встретить, в том числе, такие товарные знаки.
«Первый канал»: «Ледниковый период» (товарные знаки № 369696, 369697), «Кулинарное чтиво» (товарный знак № 514073), «Мульт личности» (товарный знак № 415902), «Контрольная закупка» (товарные знаки № 349949, 366964), «Доброе утро» (товарный знак № 164986), «Ночной дозор» (товарный знак № 263246), «Убойная сила» (товарный знак № 317789), «Турецкий гамбит» (товарный знак № 319717).
«Телеканал «Россия»: «Юмор года» (товарный знак № 291807), «Наши песни» (товарный знак № 295524), «Огонек на шаболовке» (товарный знак № 232469), «Новогодний огонек» (товарный знак № 232470), «Голубой огонек» (товарный знак № 225395), «Танцы на льду» (товарный знак № 356407), «Суд идет» (товарный знак № 303341), «Лучшие песни» (товарный знак № 285621).
«НТВ»: «Чрезвычайное происшествие» (товарный знак № 424626, 650405), «Ты супер! Танцы» (товарные знаки № 636144, 668500), «Секрет на миллион» (товарный знак № 623944), «Наш Потреб Надзор с Олегом Солнцевым» (товарный знак № 623944), «Чудо техники» (товарный знак № 605537), «Развод по-русски» (товарный знак № 487862), «Профессия-репортер» (товарный знак № 344152), «Военное дело» (товарный знак № 276144), «К барьеру» (товарный знак № 295689), «Кулинарный поединок» (товарные знаки № 260357, 261430), «Квартирный вопрос» (товарный знак № 235735), «Принцип домино» (товарный знак № 239759), «Футбольный клуб» (товарный знак № 205747), «Независимые расследования» (товарный знак № 201672), «Глас народа» (товарный знак № 201677), «Намедни» (товарный знак № 116649), «Гордон» (товарный знак № 235987), «Итоги недели» (товарный знак № 631275), «Новые русские сенсации» (товарный знак № 600689).
«Рен ТВ»: «Загадки человечества с Олегом Шишкиным» (товарный знак № 689226), «Смотреть ВСЕМ!» (товарный знак № 614614), «Самые шокирующие гипотезы» (товарный знак № 614616), «В час пик» (товарный знак № 433881), «Очевидец» (товарный знак № 334737), «Очевидец. Невероятные истории» (товарный знак № 333898), «Территория заблуждений» (товарный знак № 599083), «Час суда» (товарный знак № 301447), «Военная тайна» (товарный знак № 252486), «Клуб «Белый попугай» (товарный знак № 156972).
«ТНТ»: «Реальные пацаны» (товарный знак № 681881), «Наша Russia» (товарные знаки № 402770, 476129, 681892), «Ольга» (товарный знак № 655208), «Бородач. Понять и простить» (товарный знак № 659661), «Сделано вкусно» (товарный знак № 575819) «Сделано со вкусом» (товарный знак № 575820) «Делаем со вкусом» (товарный знак № 581337), «Дом 2» (товарные знаки № 297679, 652854), «Дом 3» (товарные знаки № 328182, 348048), «Живой журнал» (товарный знак № 299177), «Физрук» (товарный знак № 677401), «Танцы» (товарный знак № 657259), «Интерны» (товарный знак № 661542), «Реалити шоу «12 негритят» (товарный знак № 279184), «Запретная зона» (товарный знак № 296660), «Голод» (товарные знаки № 268349, 269113).
Телеканалом «ТНТ-Телесеть» был зарегистрирован даже весьма неожиданный товарный знак № 678248, основой которого послужил один из сценических образов довольно известного участника передачи «КВН».
Охрана многих из этих товарных знаков уже истекла, но это не отменяет того факта, что когда-то их регистрировали. Чаще других товарные знаки регистрировали, в том числе, для 09 класса (оборудование для аудиовизуальных и информационных технологий), 16 класса (полиграфическая продукция, изделия из бумаги и картона), 41 класса (воспитание, образование, развлечения, организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий) МКТУ.
Зачем телеканалам нужно было регистрировать все эти товарные знаки? Как ни странно, тем самым они защищали права на названия своих хитовых телепрограмм, получая в руки законные механизмы препятствовать появлению видео-контента и сопутствующих ему изделий с такими же названиями.