Ваш ребёнок лучше всех — он любознательный, много читает, общается со сверстниками, занимается спортом, помогает по дому. Но с успеваемостью постоянные проблемы. Кто-то из учителей считает, что не хватает усидчивости, кто-то — списывает проблемы на влияние «плохой компании». Но что если дело в отсутствии гигиены труда и неумении сосредоточиться?
Сегодня обсудим, как помочь ребёнку больше успевать, сохранять фокус и не отвлекаться, отказавшись от нескольких «вредных» школьных привычек.
Синдром занятости
Со школы дети запоминают, что звонок — избавление от работы. Главное — остидеть свой академический час, стараться не высовываться и спокойно заниматься своими делами. Это рождает вредную привычку имитировать активную деятельность, так называемый «синдром занятости».
Когда ребёнок занят — сидит за столом с открытой книжкой и просит не отвлекать его от занятий, — он не всегда находится в процессе активной работы. Он может витать в облаках, общаться с кем-то через смартфон или просто бесконечно откладывать сложное и непонятное задание. Он тратит время на работу, но не совершает работы: не доходит до точки, не получает результат, не закрепляет знания.
Чтобы бороться с «синдромом занятости», помогите ребёнку расставить приоритеты и составить план на день. Объясните, что 20% усилиий приносят 80% результатов и убедите его, что не нужно показывать, что он тратит на уроки весь день.
Попробуйте вместе работать «на перегонки»: например, засекаете полчаса и, пока ребёнок делает уроки, вы работаете по дому. Потом делаете перерыв и рассказываете, сколько успели.
Творческий беспорядок
Другая частая «школьная привычка» — хвататься за всё и сразу, оставлять задачи на полпути, не доводить до конца и брать другие, работать в постоянном режиме «многозадачности». В детстве приходится учиться сразу всем предметам каждый день, но с возрастом такая мультизадачность мешает фокусироваться.
Объясните ребёнку, что сложные задачи должны всегда оставаться «в одиночестве». Если он собирается решить большую задачку по алгебре, надо отложить телефон, книжку, ноутбук и учебник по английскому: в ближайшие полчаса они ему не понадобятся.
Предложите ребёнку правило «одна задача на полчаса»: выбираете задание, засекаете полчаса, делаете только его, затем берёте перерыв на полчаса. Если задача сделана, переходите к другой, если нет — берите на неё ещё полчаса. Посидите несколько вечеров вместе с ним и проконтролируйте, чтобы во время работы над конкретной задачей он не переключался на другие.