Найти тему

История возникновения психологической астрологии. Часть 3 - Истинное рождение психологической астрологии

Оглавление

Начало здесь

В 1930-х годах, Датчанин Д. Радьяр начал переформулировать современную астрологию с точки зрения аналитической психологии Юнга. Он особенно сосредоточился на идее Юнга о том, что психика является динамическим соединением противоположных сил в равновесии, и что психика внутренне мотивирована эволюционировать в направлении психической целостности, процесса, который Юнг назвал индивидуацией.

Юнг полагал, что процесс трансформации личности был врожденным, или телеологически мотивированным. Личность была не просто продуктом внешних сил, но целенаправленно стремилась к конечной цели самореализации. По мере того как индивидуум учился на собственном опыте, архетипическое структурирование психики становилось все более дифференцированным, интегрированным и целостным. Радьяр признал, что эти идеи легко адаптируются к астрологии. Диаграмма также представляла собой динамическое соединение противоположных сил (знаков) в равновесии. И различные части астрологии с их бесчисленными аспектами и взаимосвязями были символом архетипических сил, пытающихся трансформироваться в единое целое.

Радьяр понимал, что процесс индивидуации заложен в каждом гороскопе. К 1960-м годам проект Радьяра по переформулировке астрологии получил новый импульс от гуманистического движения в психологии. Гуманистическая психология, как воплощено в писаниях Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Ролло Мэй и другие, возникшие в ответ на мрачный пессимизм, присущий Фрейдистскому психоаналитическому взгляду и роботизированной концепции человеческого потенциала, подразумеваемой в бихевиоризме. И психоанализ, и бихевиоризм были детерминистичны тем, что понимали личность как следствие внешних по отношению к самому человеку причин—генетики, родителей, условий окружающей среды и так далее. Психологи-гуманисты противодействовали этой тенденции, разрабатывая модели, которые могли бы объяснить очевидную целеустремленность и стремление человека к росту. Вместо того, чтобы изображать индивида как вовлеченного в нескончаемую борьбу между инстинктивными побуждениями и тормозящим влиянием общества (психоанализ), или фрагментировать человека на множество обусловленных поведений, как это видно с внешней точки зрения (бихевиоризм), гуманисты воспринимали индивида как единый организм, состоящий из автономных побуждений и функций, которые могут быть дифференцированы друг от друга и интегрированы в функциональное целое, большее, чем сумма его частей. Гуманистические психологи бросили вызов Фрейдистской теории, постулируя, что инстинктивные побуждения не являются опасными силами, проистекающими из примитивного ИД, но здоровыми импульсами, которым следует доверять и ценить. Индивидуум воспринимался как творческий, самоактуализирующийся и самоопределяющийся организм, способный принимать ответственные решения и постепенно приближающийся к идеальному состоянию. В отличие от бихевиористов, игнорировавших внутренний мир сознания, гуманисты подчеркивали примат субъективного элемента. В то время как бихевиористы утверждали, что поведение обусловлено исключительно внешними причинами, гуманисты сосредоточились на релевантности интенциональности как внутренней причины поведения. В то время как бихевиористы были обеспокоены тем, как поведением можно манипулировать и контролировать, гуманисты подчеркивали способность к личной свободе и выбору. Таким образом, для психолога-гуманиста центральное значение имеет не внешняя среда, а внутренний мир человека, состоящий из восприятий, ценностей, мыслей, убеждений, установок, ожиданий, потребностей, чувств и ощущений. Радьяр был первым, кто понял, как астрология и гуманистическая психология дополняют друг друга. По сути, эту карту можно было бы использовать как инструмент для картирования сложного внутреннего мира, который начали исследовать гуманисты. Точно так же, как гуманистическая психология была ответом на детерминизм, присущий психоанализу и бихевиоризму, гуманистическая астрология была ответом на детерминизм, присущий традиционной, ориентированной на события астрологии. Позаимствовав у Карла Роджера (1951) клиент-центрированную терапию , Радьяр (1972) разработал личностно-центрированную астрологию .

-2

Радьяра меньше интересовало, работает ли астрология, чем то, как её можно использовать для содействия процессу самореализации. Реальный вопрос был, учитывая, что астрология работает, каково ее правильное использование? В 1969 году Радьяр основал Международный Комитет по гуманистической астрологии и заявил, что астрология является или должна быть, прежде всего, методом понимания человеческой природы. Он осудил скрытый детерминизм предсказательной астрологии и сосредоточился вместо этого на потенциале астрологии как символического языка. Вместо того чтобы рассматривать планеты как передатчики физического влияния, Радьяр рассматривал их как символы человеческих функций. Как психологический язык и диагностический инструмент, астрология может служить руководством к интеграции и трансформации личности. Подход Радьяра был "личностно-ориентированным “в том смысле, что каждая карта рождения была уникальной; гороскоп представлял полный потенциал человека, в котором ни одна планета не была” хорошей “или” плохой", а скорее каждый элемент был частью органического целого. События интерпретировались не как единичные случаи с удачными или неудачными последствиями, а как целенаправленные, фазовые проявления циклов развития. Событие получило свое значение с той стадии, которую оно представляло в данном планетарном цикле, и способствовало непрерывному процессу роста, ведущему к самореализации.

Читать продолжение