Имена многих художников часто остаются в забытьи, фамилии некоторых становятся знаменитыми лишь после смерти, и, к сожалению, только считанным единицам удаётся реализовать свой талант ещё при жизни. Это в полной мере удалось уроженцу Беларуси великому художнику Савелию Сорину, его кисти принадлежат портреты Максима Горького, Фёдора Шаляпина, Анны Ахматовой, Вивьен Ли, Анны Павловой и даже Принцессы Эдинбургской Елизаветы – будущей королевы Великобритании, но несмотря на это имя нашего земляка почти неизвестно многим любителям живописи.
Савелий Абрамович Сорин родился 14 февраля 1878 года в многодетной еврейской семье проживающей в г.Полоцке Витебской губернии. Его родные были хасидами - глубоко верующими людьми, домашний быт состоял из постоянных молитв и соблюдения многочисленных религиозных правил и запретов. Отец мальчика зарабатывал на жизнь как портной и запрещал детям ходить в школу, единственную радость маленький Савелий нашёл в рисовании, но и это ему строго запрещалось. После очередной ссоры с отцом шестнадцатилетний юноша убежал из дома и несколько лет бродяжничал, добравшись за это время до Одессы. Там ему удалось устроится на работу в пекарню и начать учится в Мужском общеобразовательным училищем первого разряда при Рисовальной школе, попав на курс известного художника Кирияка Костанди, выпускника Императорской Академии художеств и одного из художников-передвижников. Именно под его началом и раскрылся талант молодого Сорина и, очень скоро, к молодому художнику выстроилась очередь желающих заказать свой портрет. Суровое детство, бесприютная юность и природная наблюдательность развили у Савелия Сорина тонкую душевную восприимчивость. Сочетание таланта и богатого жизненного опыта позволяло юноше писать портреты, тонко отражающие сущность позирующего ему человека, а также его богатый внутренний мир. Художник старался работать так, чтобы в портрете была видна душа человека, и как он всегда говорил «человек исчезнет, а портрет останется» - а ведь именно по картине и будут потом судить о человеке.
Закончив с Большой медалью учёбу в мае 1899 года Сорин, получает ходатайство от Одесского училища для поступления в Императорскую Академию художеств без экзаменов. В Санкт-Петербурге Савелий со свойственным ему упорством взялся за учёбу, и на первых порах зарабатывал, давая уроки рисования, а позже находя заказчиков на портреты, ведь, несмотря на то, что учёба была бесплатной - жилье, одежду, еду и транспорт он оплачивал сам. Буквально за два года молодой студент-художник учится у таких мастеров как Иван Творожников и Василий Савинский, а позже становится учеником самого Ильи Репина, что, несомненно, помогло в становлении Сорина как портретиста. С 1902 года приходит успех, сначала в виде премии от Академии, позднее в создании портретов Максима Горького и его жены. Картины так понравились Горькому что простое общение в последствии переросло в дружбу, писатель даже повесил фотографию Сорина в своём кабинете вместе с портретами близких ему людей. В 1904 году Савелий принял участие в своей первой международной выставке - это была Всемирная выставка в Сент-Луисе США. А в 1905 году работы Сорина были показаны на выставке русских портретов в Таврическом дворце. В 1907 году представив дипломную работу «Вдохновенная минута» Савелий Сорин был выпущен из Академии со званием художника и правом оплачиваемой поездки за границу, побывав в 1908 году в Бельгии, Швейцарии, Германии, Италии, Голландии и Франции. В 1911 работы Сорина выставлялись на Всемирной выставке в Италии. В России его картины демонстрировались в 1913, 1915 и 1917 годах на выставках «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.
Взлёт карьеры художника оборвала Февральская революция 1917 года, от беспорядков в столице Сорин укрылся в Ялте, прожив там какое-то время, позже переехав в Тифлис. Именно оттуда в мае 1920 года он выехал в Париж с помощью приёмного сына Максима Горького - представителя французского правительства в Грузии вытащившего его из толпы беженцев. Во Франции Савелий Сорин быстро стал популярным в европейских художественных кругах. В 1921 году его портрет балерины Анны Павловой был приобретен правительством Франции для Люксембургского музея. Активно участвовал в выставках русского искусства, выставляя свои работы в Осеннем салоне в 1922-1923 годах, в салоне Тюильри в 1926-1930 годах. Проводил персональные выставки в галереях Парижа и Лондона. Часто бывал в США, выставлялся в Нью-Йорке, Вашингтоне, Питсбурге, Чикаго и Филадельфии в 1923-1932 годах. В Америке Сорин становится знаменитым портретистом, ему поступают заказы из Голливуда, предположительно в этот период был написан портрет актрисы Вивьен Ли. До конца 30-х годов художник работает в США и именно туда Сорин решает переселится с началом Второй мировой войны. В 1939 году он получает американское гражданство и сближается с семьями Рахманинова, Шаляпина и многими другими русскими деятелями культуры, жившими в Нью-Йорке и окрестностях. Переживая за Россию во время войны, Савелий Сорин часть гонораров за свои картины перечислял в виде крупных денежных взносов в Фонд помощи СССР, а также помогал русским художникам, оставшимся во Франции. В 1947 году на выставке Сорина в Лондоне Савелий Абрамович был приглашен королевской семьей для написания портрета будущей королевы Великобритании Елизаветы II за месяц до ее свадьбы. В наши дни этот портрет, вместе с другими портретами членов королевской семьи кисти Сорина украшает библиотеку королевского дворца Кларенс Хаус в Лондоне.
Савелий Сорин работал почти до конца жизни. Он оставил свою студию, лишь, когда слег. В последние дни все разговоры, все мечты, все просьбы художника были только о том, чтобы все, что он писал свободно, не на заказ, было передано на родину, в Россию. Умер художник 22 ноября 1953 года и был похоронен в Нью-Йорке в Бронксе на кладбище Вудлаун. Картины Савелия Сорина находятся в коллекциях крупнейших музеев мира, в том числе в Лувре в Париже, в Бруклинском музее в Нью-Йорке, Государственной Третьяковской галерее, а также в частных собраниях.