Первая советская широкоформатная цветная музыкальная комедия «Свадьба в Малиновке» вышла на экраны в 1967 году. Премьеру собирались приурочить к 50-летию Октябрьской революции, но студия им. Довженко снимать картину не захотела.
Казалось бы, логично снимать фильм в Украине, раз и действие разворачивается именно там. Но киевляне посчитали музыкальную комедию несерьезным подарком к такой дате – 50 лет Октябрю, и съёмки Госкино поручил «Ленфильму».
Режиссёром стал Андрей Тутышкин. Как актёра в лицо его знал каждый советский человек. Помните самодеятельного дирижера, счетовода Алёшу из «Волги-Волги»? После той роли Тутышкин успешно снимался в кино, был театральным режиссёром, снял несколько художественных фильмов, в том числе и «Свадьбу в Малиновке».
В основу картины легла одноимённая оперетта, написанная ещё в 1930-е годы. Музыку написал Борис Александров, а либретто Леонида Юхвида можно считать практически документальным. Уроженец тех самых мест, Юхвид в детстве пережил времена, когда власть в Украине менялась чуть ли не ежедневно. Юхвид вспоминал:
«Разве мог я забыть, как в типографию, где я работал, ворвался огромный бандит, вставил хозяину в рот наган и орал: «Что ты молчишь, как рыба об лёд?!» Или пьяненького типа, который восторгался проходящим мимо солдатом: «И что я в тебя такой влюбленный?!»
В творческом содружестве родилась героическая комедия о временах Гражданской войны – наполненная юмором, зажигательными
танцами и чудесной, запоминающейся музыкой.
К подбору актёров режиссер подошел тщательно, однако не всё складывалось так, как он задумывал. Заболела актриса, утверждённая на роль матери Яринки. Решили попробовать актрис из массовки. Одна из них, Людмила Алфимова, в гриме сразу показалась Тутышкину вылитой солдаткой Софьей.
Лариса Голубкина, которой режиссёр предложил сыграть Яринку, отказалась от роли, получив более интересное предложение. Тогда Гелий Сысоев, по фильму её возлюблённый Андрейка, тоже заявил, что сниматься не будет. Тутышкину пришлось лично идти на поклон к актёру и уговаривать его не покидать картину.
В итоге партнёршей Сысоева стала студентка Ленинградского театрального института, снявшаяся до этого всего однажды в эпизоде. Валентину Николаенко буквально поймали в коридоре «Ленфильма» и сразу отправили на пробы: прицепили косу, надели венок...
С Яшкой-артиллеристом тоже вышла незадача. Режиссёр требовал связаться с Михаилом Пуговкиным, а ассистент по актерам в течение двух месяцев отвечала, что никак не может его найти. Вероятно, тянула специально в надежде продвинуть своего кандидата. Наконец, Тутышкин вышел из себя и приказал ей набрать московский номер артиста. Пуговкин никуда не уезжал и тут же согласился сниматься.
Для Валентины Николаенко, ныне преподавателя Щукинского училища, роль Яринки стала вершиной актёрской карьеры. Но она не переоценивает свой вклад в успех картины: считает, что эта заслуга целиком принадлежит настоящим звёздам советского кино, великолепно сыгравшим даже небольшие роли.
Действительно, у Пуговкина лишь два сольных эпизода, зато с блестящими партнерами: знакомство с Малиновским старостой Ничипором (Евгений Лебедев) и обучение Гапуси (Зоя Федорова) иностранному танцу «в ту степь».
Немало известных актёров увидели зрители в «Свадьбе в Малиновке»: Владимира Самойлова, Алексея Смирнова, Григория и Андрея Абрикосовых, Тамару Носову. В роли красного конника Петри снялся народный любимец, «заслуженный цыган Советского Союза» Николай Сличенко.
А вот Михаила Водяного, артиста Одесского театра оперетты, кинозрители знали не так хорошо. Но после роли Папандопуло он проснулся знаменитым на всю страну. Разве можно забыть его рваную тельняшку, красные галифе, шкодливую улыбочку, жуликоватые глаза и неподражаемые одесские интонации: «Убери ножичек! Сделаешь дырку, потом не запломбируешь!».
Павильонные съемки проводились в городе на Неве на «Ленфильме», а натурные – на Украине. Кое-что сняли в той самой Малиновке. На карте Советского Союза можно было найти около 30 сел с таким названием, но все «не настоящие». «То самое» село засекретили, так как вокруг располагались военные части. Помимо этого неудобства, пейзаж тоже не слишком подходил. В итоге большую часть натуры снимали на Полтавщине в селе Хорошки, где нашлась необходимая по сценарию барская усадьба. Эпизод, когда влюбленные Яринка и Андрейка поют, катаясь на крыльях мельницы, снимали в селе Мацковцы.
Для жителей Хорошек съемки остались самым ярким событием в истории села. До сих пор многие помнят, как приехала группа киношников, и жизнь переменилась. Колхозников стало не загнать на работу – интересовались они только съёмочным процессом.
Артистов стремились угостить, приносили на площадку тёплый хлеб, свежее молоко. Кое-кто даже принимал участие в массовках – за такую работу полагалось до трех рублей в день. Местные дивчины плясали не хуже танцовщиц из ансамбля «Жок». А парни и мужчины (причем одни и те же) выступали на заднем плане в образах красноармейцев или бандитов пана атамана Грициана Таврического. Перед съёмками эпизодов с красными конниками их предупредили: быть трезвыми. И самодеятельные актёры послушно соблюдали сухой закон. Зато перед перевоплощением в бандитов отвели душу и на самом деле выпили лишнего, желая «войти в образ».
Валентине Николаенко тоже пришлось «хлебнуть». Предполагалось, что ее Яринка будет на свадьбе пить чай, но в бокале оказался настоящий коньяк – это «пан атаман» так подшутил. Режиссер подсказывает актрисе: «Пей до дна!» - а она не может.
Тутышкин был человеком спокойным, мягким, при этом требовательным. Сцены всегда тщательно подготавливались и подчас переснимались по несколько раз. В целом работа над картиной длилась полтора года.
«Свадьба в Малиновке» считается одной из самых кассовых кинокартин в истории Советского Союза, ее посмотрели около 76 миллионов зрителей. И с годами любовь к фильму не ослабевает.
Источник фото: www.kino-teatr.ru
Благодарю за внимание!
Если вам понравилось, ставьте лайк, подписывайтесь на канал) Спасибо!