Найти тему
Про школу

Почему советское образование было хорошим

Некоторые репетиторы не скрывая используют советские учебники для своей работы, потому что методика обучения более понятна ученикам и пользуется спросом у родителей. Часто услышишь: "Я своего отдала к МарьИванне, она уже на пенсии, но объясняет лучше чем в школе и без воды".

Большинство советских учебников практически не имели иллюстраций, не говоря про цветные картинки на пол страницы, но вся информация излагалась компактно, без лишних нагромождений и всё помещалось в одной небольшой книге. Книги выдавались бесплатно, библиотеки часто списывали разрисованные и потертые учебники, недостатка в новых не было, обязательных к приобретению рабочих тетрадей и сборников упражнений к каждому учебнику не было.

За учебники размером с энциклопедию отдельное "Спасибо!" нашему минобру!

Почему так получилось, что в один момент мы взяли и выкинули всё из советской модели образования, вместо того, чтобы выкинуть просто идеологию?

Спросите у своих старших родственников что они помнят из школьной программы - большинство расскажет несколько стихотворений наизусть, перескажут повесть, сделают выводы, запишут формулы. А вы? Ваши дети?

Спросите у детей, хотят ли они в школу? Почти все школьные группы постят обратный отчет до 1 сентября с грустью, переходящую в ненависть. От дичайших нагрузок в школе у детей вырабатывается стойкое отвращение к учебе, к образованию в целом. Почему такого не было раньше?

Если сравнить дневники советской эпохи и современные, вы не найдете такого количества строк для уроков, какое есть у детей сейчас. Каждый день по 7-8 уроков, плюс несоизмеримое домашнее задание, секции, кружки и катастрофическая нехватка времени сделали из современного образования монстра.

В советское время была возможность провести 5-6 уроков, при этом вложиться в школьную программу, домашние задания были не большими, все успевали сделать домашнее задание до прихода родителей. Учиться было не в тягость, просто посильная обязанность, которую нужно было выполнять, чтобы поступить в ВУЗ. Если ребенок поступил в институт или университет - то можно считать, успех в жизни уже обеспечен, т.к. конкурс был огромный, и для бывшего двоечника, провалявшего дурака все 11 лет, туда дорога была закрыта.

Бывало, так, что семья переезжала в другой регион, республику или ребенок ехал отдыхать в санаторий, то процесс обучения не прерывался, все учились по одной программе, с теми же учебниками.

Сейчас поставить двойку - нельзя, оставить на второй год - нельзя, приобщить к труду - нельзя, а как у ребенка должна появиться мысль о том, что учиться нужно? Что должно мотивировать ребенка к обучению? Пряником не получается, а кнутом нельзя.

Сейчас учителя пришли к тому, что учебники нужно половинить, заменяя некоторые главы распечатками из других книг, или просто пропуская, всё на благо ЕГЭ, некоторые родители приходят к тому, что пора что-то менять в образовании, подыскивая школы, которые преподают по другим учебникам, но не пора ли пересмотреть нагрузку в целом? Не пора ли вернуть ребенку детство?