Найти тему
Я из Петербурга

История Петербурга: электрический перевоз через Неву. Как это было

Наплавной Дворцовый мост в XIX веке. Источник ru.wikipedia.org
Наплавной Дворцовый мост в XIX веке. Источник ru.wikipedia.org

Привет, друзья!

Интересно бывает полистать книги о Петербурге - обязательно найдешь для себя что-нибудь новое. Вот и в этот раз я наткнулась на историю, которой не знала.

Возможно, для многих из вас это не будет новостью, но для меня это стало открытием. Оказывается, еще до начала эры трамваев в Петербурге существовал электрический перевоз через Неву!
Вид на Зимний дворец с вышки Кунсткамеры. Начало XIX века. Гравюра с оригинала Иоганна-Августа Аткинсона. Источник cont.ws
Вид на Зимний дворец с вышки Кунсткамеры. Начало XIX века. Гравюра с оригинала Иоганна-Августа Аткинсона. Источник cont.ws

И если в других странах электрические дороги уже существовали, то наша все равно оставалась эксклюзивной. Все потому, что рельсы были проложены прямо по реке!

Правда, это было только зимой, когда лед на реке вставал)) Но от этого перевоз не стал хуже.

Он появился в 1895 году и тянулся от наплавного (плашкоутного) Дворцового моста (постоянный разводной Дворцовый мост начали строить в лишь в 1912 году) через Большую Неву к Мытнинской набережной.
Электрический перевоз через Неву. Источник sakvoiazh.ru
Электрический перевоз через Неву. Источник sakvoiazh.ru
Однопутная дорога с расширением посередине была протяженностью около километра. По ней ходили 4 вагона - по 2 с каждой стороны - на 20 мест, перевоз стоил 3 копейки, время в пути 3 минуты.

Инициатором этого замечательного проекта стало Финляндское легкое пароходство. Его владельцы занимались водными перевозками только летом и в итоге решили, что не использовать зимнее время в холодной стране - это верх легкомыслия.

Зимняя переправа через Неву. Источник oldsp.ru
Зимняя переправа через Неву. Источник oldsp.ru

Вы скажете, что ледовая переправа - дело ненадежное?

Я тоже об этом подумала. Однако трасса существовала вплоть до 1911 года. Более того - появились новые маршруты: Сенатская площадь - Васильевский остров и Суворовская площадь - Петербургская сторона.

Наравне с электрическим перевозом существовал и старый добрый санный, и не один.

А те, кто не хотел платить или не имел для этого достаточно средств, пользовался древним испытанным способом - своими ногами. Надежнее не придумаешь)) Тем более, что зимы в Петербурге ненадежные - то вода поднимется, то еще что-нибудь...

Вид на Сенатскую площадь и Исаакиевский мост. Источник liveinternet.ru
Вид на Сенатскую площадь и Исаакиевский мост. Источник liveinternet.ru

Вот так и переправлялись всю зиму с берега на берег. А весной рельсы убирали, лед на Неве вскрывался и начиналась навигация.

Кстати говоря, это был праздник, и его отмечали парадом кораблей и салютом из Петропавловской крепости!

Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!
Больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу».