Найти тему
What A Movie

Анджелина Джоли: "Миру нужно больше злых женщин"

MALEFICENT: (прил.) способный причинить зло, вред или неприятности; пагубный, зловещий, мрачный, гибельный [от латинского maleficent- / maleficus, злой, имеющий склонность/предрасположенность к злу, от malum, зло]. Malefice: сущ. (устар.) злое деяние или магическая сила/действие, колдовство.

Что же такого в женщине, свободной разумом и телом, что воспринималось опасным в течение столетий? Ветхий Завет повелевает: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22:18), и это воспринималось буквально: десятки тысяч людей были казнены за колдовство, мнимое преступление, со времён Охоты на ведьм в Европе до Охоты на салемских ведьм в Америке. И подавляющим большинством жертв были женщины.

Photo: Alexi Lubomirski
Photo: Alexi Lubomirski

Подобно теории заговора, всё, что вы не можете объяснить – от неурожая до заболевшего ребёнка – можно объяснить влиянием якобы злой и нечестивой женщины. Такими, в основном, были нуждающиеся вдовы, сыскавшие себе репутацию целительниц где-то на задворках общества, или молодые женщины, чью притягательность с лёгкостью определяли, как «магический атрибут».

Женщин можно обвинить в колдовстве за независимую половую жизнь, за то, что они говорят о политике или религии, или за то, что по-разному одеваются. Если бы я жила раньше, меня могли бы много раз сжечь на костре за то, что я просто являюсь собой.

Обвинение в колдовстве использовалось, чтобы контролировать женщин, не давать им голоса практически во всех сферах каждого столетия. Жанна д'Арк была сожжена на костре во Франции в 15 веке за идолопоклонство и ересь, и в том числе за ношение мужской одежды. А первоначально её также обвиняли в колдовстве.

Это настолько нелепо, что кажется даже забавным, пока вы не узнаете, что и сегодня во многих странах поведение женщины, танцующей или поющей на публике, считается противозаконным и непристойным. Иранские девушки, выкладывающие видео, на которых они танцуют, бросают вызов законам страны и религиозным догмам, которые, спустя шесть веков, всё ещё считают такое поведение недопустимым для женщин.

Поразительно, как часто женщин, баллотирующихся на политические посты в демократических странах, называют ведьмами.

С незапамятных времён женщин, которые бунтуют против того, что в обществе считается нормальным, рассматривают как противоестественных, странных, злых и опасных. Удивляет то, в каком масштабе этот миф и эти предрассудки сохраняются на протяжении столетий и по-прежнему влияют на мир, в котором мы живём сейчас.

Соберите группу сильных женщин, и вскоре кто-то повесит на них ярлык «ковен» (в английском языке традиционное обозначение сообщества ведьм, регулярно собирающихся на ночной шабаш или на праздники Колеса Года). Женщин, отстаивающих права человека, во многих странах по-прежнему называют «девиантными», «плохими матерями», «проблемными» или «распущенными».

Photo: Alexi Lubomirski
Photo: Alexi Lubomirski

По работе я часто посещаю такие страны, в которых, если бы я была их гражданкой, меня с моими убеждениями и поступками давно посадили бы в тюрьму или подвергли физической опасности. Женщин-правозащитниц по всему миру сажают в тюрьмы за их политические взгляды или за то, что они защищали себя или других с таким мужеством, которое я вряд ли могу себе представить. Несмотря на все наши современные достижения, независимость и творческая энергия женщин по-прежнему часто рассматриваются как опасная сила, которую необходимо контролировать, зачастую во имя религии, традиции или культуры.

Примерно 200 миллионов ныне живущих женщин и девочек перенесли женское обрезание. Приблизительно 650 миллионов женщин и девочек во всём мире принудили вступить в брак до 18 лет. Тысячи женщин и девочек ежегодно убивают члены их же семей в ходе так называемых убийств «за честь семьи», в качестве наказания за свободу воли. И когда этим летом на улицы Хартума вышли тысячи суданских женщин, призывая к проведению свободных выборов в своей стране, вышел приказ их «сломать», что привело к многочисленным изнасилованиям со стороны правоохранительных органов.

Ничто из этого не принижает страдания мужчин и мальчиков. Но, оглядываясь вокруг, мы должны задаться вопросом: «Почему столько энергии тратится на то, чтобы удерживать женщин на второстепенном положении в обществе?».

Если посмотреть на всё в этом свете, то «злые женщины» – это просто те женщины, которые устали от несправедливости и жестокого обращения. Женщины, которые отказываются следовать правилам и кодексам, которые не гарантируют лучшего для них и для их семей. Женщины, которые не отказываются от своего голоса и своих прав даже под угрозой смерти, тюремного заключения или отторжения со стороны их семей и общин, общественности.

И если это «зло», тогда миру нужно больше злых женщин.

Photo: Alexi Lubomirski
Photo: Alexi Lubomirski

Правда и в том, что женщины не просыпаются каждое утро с мыслью бороться за то или за это. Мы всё так же хотим оставаться мягкими и заботливыми, грациозными и любящими – не все рождаются для борьбы. У нас нет магических сил. Но у нас точно есть способность поддерживать друг друга и работать с великими мужчинами, которые уважают женщин на равных.

Я думаю об отце, с которым познакомилась в лагере афганских беженцев в Пакистане во время правления талибов. Его так сильно избили за то, что он отправил своих дочерей в школу, что белки его глаз пожелтели от повреждений печени. Я думаю о сирийском муже, которого я встретила, чья жена стала парализованным инвалидом, после того как снайпер выстрелил ей в позвоночник. Они жили в лагере беженцев без собственных вещей и им было некуда идти, но я не думаю, что когда-либо видела настолько любящих друг друга людей, настолько преданного мужа.

Я, в свою очередь, не могу не гордиться своими сыновьями, которые становятся такими мужчинами, которые уважают своих сестёр, и которые также уважаемы своими сёстрами.

Мы должны сами выбрать, кем мы должны быть в этой жизни. Нужно потратить время, чтобы ответить на вопрос о том, кем мы на самом деле хотим быть. Не тем, кого одобряют или принимают другие люди, а тем, кем мы на самом деле являемся. Если вы прислушаетесь к себе, вы сможете сделать шаг вперёд, учиться и меняться.

— Любимый предмет коллекционирования?
— Книги.
— Пляж или горы?
— Пустыня и джунгли.
— Ботинки или каблуки?
— И для того, и для другого есть своё время и место.
— Кошки или собаки?
— Две собаки. И хомяк. И кролик. И змея. И ящерица... У нас дома настоящий зверинец.
— За что вы благодарны больше всего?
— За моих детей и за мою свободу.
— Нереализованные стремления?
— Мне кажется, что у меня всё ещё впереди.

Помню, когда мне было двадцать, я встретилась с беженцами в Сьерра-Леоне в конце жестокой гражданской войны. Я впервые осознала тот уровень насилия, который есть в мире, и реальность, в которой живут миллионы людей, пострадавшие от конфликтов и вынужденных перемещений. И тогда я поняла, чем хочу заниматься, какова цель моей жизни.

Photo: Alexi Lubomirski
Photo: Alexi Lubomirski

Я часто говорю своим дочерям, что самое главное, что они могут сделать – развить свой интеллект, свои умственные способности. Всегда можно надеть красивое платье, но неважно, что ты носишь снаружи, на себе, если твой ум слаб. Нет ничего более привлекательного – можно даже сказать, чарующего – чем женщина с независимой волей и собственным мнением.

С любовью ко всем «злым женщинам» и к мужчинам, которые их понимают.
—Анджелина.

По материалам ресурса Elle.