Московская латышка Влада Бениня провела в российской столице большую часть своей жизни. Парадокс в том, что к Москве она так и не привыкла. О чем откровенно высказывает своё мнение.
- Влада, откуда у вас такое явно нелатышское имя?
- Мой папа - русский, из Ленинграда. Однако он никогда с нами не жил. Меня воспитывала латышская мама. Так что я тоже латышка. С отцом познакомилась, будучи уже взрослой. Тем не менее моё имя мама придумала, отталкиваясь от его имени - Владимир.
- Как вы оказались в Москве?
- Приехала к любимому человеку, тогда уже официальному мужу Эльдару Разроеву, с которым была договоренность, что съезжаемся там, где оба сможем работать. Теперь уже получается, что большую часть жизни я прожила в Москве.
СССР трещал по швам
Но в феврале 1991 года казалось, что это ненадолго, что я обязательно скоро вернусь в Ригу. В то время ещё очень важна была прописка. Ещё был жив, хоть и трещал по швам, Советский Союз.
Муж был радиоинженером высокого класса, им очень заинтересовались в Рижском телецентре, но при упоминании московской прописки интерес к нему сразу погас.
Так как я была всего лишь студенткой-заочницей ЛГУ, а муж уже работал по специальности в Академии Наук, то покупать билет на поезд и перебираться на жизнь в другую страну пришлось мне. Да, в другую страну.
О Москве 90-х
- Столицу СССР вы хорошо знали?
- Из жизни в Москве мне на тот момент был знаком только русский язык. А всё остальное было совсем другим и откровенно чуждым. Москва начала 1991 года представляла из себя крайне печальное зрелище.
Я имею в виду карточную систему, абсолютно пустые магазины, толпы худых собак, печально бродящих по улицам. Хозяевам просто было их не прокормить.
А в Латвии у меня осталась мама и огромная, очень дружная семья. Родные старались каждую неделю поездом передавать какие-то продукты. И это нам реально спасало жизнь.
- А что с вашей учебой?
- Так как рухнула советская система перевода из одного вуза в другой, то Латвийский университет я так и не закончила.
Много лет нам было очень сложно. На работу я так и не устроилась. К тому же, на свет друг за другом стали появляться дети.
В криминальные 90-е я предпочла полностью взять их воспитание на себя, исключив садик и свободные прогулки во дворе.
Живой свидетель
- Как складывались ваши отношения с Ригой?
- Меня можно назвать живым свидетелем и участником развития визовых отношений между Россией и Латвией. Ведь я сначала раз в месяц, а потом уже много лет раз в три месяца уезжала в Латвию для продления визы.
Завязалась даже некая дружба с барышнями в консульстве России в Риге. С середины 90-х семью на зарплату научного сотрудника семью уже было не прокормить. Началась эра собственных компаний и своих проектов.
Соратница мужа
И хотя сама я не работала, но была полноправным компаньоном и генератором многих бизнес-идей, которыми занимался муж. Помогала и с их воплощением в жизнь.
В итоге мы пережили 90-е без особых моральных и материальных потерь. А поскольку были в центре той жизни, то вспоминаем её с откровенной неприязнью. Наверное, тогда у мужа появилась нелюбовь к малому делу.
Как только появилась возможность, он блестяще прошёл собеседование в большой компании и до очень недавних пор так и проработал на руководящих должностях в крупных холдингах.
Московская грязь
- Как вам в Москве?
- До сих пор не могу привыкнуть в российской столице к грязи. Той, которую создают люди. Для миллионов людей Москва – это место, куда, так сказать, забежал на время, чтобы урвать свои большие деньги.
Это не место, которое любишь и бережёшь. Невозможно привыкнуть к обочинам дорог, на которых дачники оставляют свой мусор. Или к загаженным подъездам, убитым зелёным насаждениям.
Москва, увы, продолжает быть тем самым магическим магнитом, который манит к себе иллюзией лёгкой, сияющей и очень сытой жизни.
К сожалению, она притягивает к себе не только интеллигентных и культурных людей.
Здесь в театр не ходят в праздничных нарядах и не берут сменную обувь. Москвичи вообще не понимают, о чём я говорю. А я по-прежнему в театр иду, как на торжество.
Не привыкла я и к тому, что соседи не знают друг друга. Даже если узнают лица и здороваются, то о личном никто и ничего не спросят.
Не привыкла также к тому, сколько времени уходит на перемещения. Расстояния и пробки просто крадут жизнь.
Ещё мне до сих пор здесь в основном невкусно. Всё-таки необъятность Москвы неизбежно приводит к тому, что продукты чаще всего «долгоиграющие».
И то, что вроде как свежее, все равно не является таковым. Когда московские друзья приезжают к нам в гости в Ригу (в моменты нашего отдыха в Латвии), они все это отмечают.
И говорят, что Латвия – это вкусно. Причём очень! Рига и для всех членов нашей семьи – это абсолютно приоритетное направление отдыха, - отметила экс-рижанка, которая, тем не менее, полжизни провела в Москве.
Продолжение беседы здесь:
Латышка из Риги стала в Москве известным специалистом по кошкам
Фото из семейного альбома Влады Бенини.
Читайте другие мои статьи в тему
Гражданин Латвии рассказал, почему боится возвращаться домой
Журналист из Латвии провёл громкую акцию на Красной площади https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/jurnalist-iz-latvii-andrei-tatarchuk-provel-akciiu-na-krasnoi-ploscadi-5d3d45c7182b5800ad014eb2
Рижанка Юлия Кова о том, как стала режиссёром и почему уехала из Латвии
Известный латвийский композитор сегодня живет в Израиле. Его мнение о нынешней Латвии
Как бывший рижанин живёт в Америке. Почему он уехал
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5ca9ffeee01a3800b5fdb086/5ce4709e3b662600b29db94b/edit
Популярная рижская певица уехала за океан
"Чёрный Ленин" Бенес Айо из Латвии стал гражданином ДНР https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/chernyi-lenin-benes-aio-rasskazal-o-svoei-poezdke-v-sibir-5d2f9dbcfbe6e700adf294f7
Как живётся в Москве рижской актрисе
Как живут бывшие жители Латвии в Ирландии
https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/nashi-liudi-v-irlandii-5d2cc352f2df2500aec8e2e0
NOTA BENE: многоуважаемые друзья, не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart https://zen.yandex.ru/dmitriimart Ставьте, пожалуйста, лайки! Смотрите другие статьи и нарративы автора и пересылайте их дальше!