Приветствую на канале!
ВКС России и Дальняя авиация в частности имеют в своём распоряжении крылатые ракеты авиационного базирования с очень впечатляющими характеристиками. Например, знаменитая Х-101/102, способная пролететь около 5500 километров. Однако сегодня расскажем о её младшей «сестре» - ракете Х-50, которая только только начала поступать на вооружение.
Впервые информация о Х-50 появилась около двух-трёх лет назад. Тогда в сети впервые анонсировали разработку упрощённой и менее габаритной, но в тоже время более универсальной субстратегической крылатой ракеты авиационного базирования. Дело в том, что Х-101 и её ядерная «подруга» Х-102, при всех своих достоинствах, является довольно-таки крупной ракетой, предназначенной исключительно для двух типов бомбардировщиков - Ту-160 и Ту-95. У последнего число ракет на борту варьируется в зависимости от модификации. Но у нас есть ещё такая прекрасная машина, как Ту-22М3, которая сейчас модернизируется под уровень М3М. Единственным недостатком можно считать невозможность применения Х-101 с данной машины. Собственно для него, изначально, Х-50 и разрабатывается.
В грузовом отсеке Ту-22М3(М) может располагаться до 6 таких ракет, что даёт этому бомбардировщику возможность наносить удары за многие километры от зон ПВО/ПРО вероятного противника. Ранее это было невозможно ввиду более узкой специализации самолёта по сравнению с его старшими братьями по Дальней авиации. По сути, связка Х-50 и Ту-22М3 является более дешёвым аналогом Ту-160 и Х-101. Пришли к этому выводу после первого применения последней в Сирии, когда стало ясно, что накрывать бармалеев сверхдорогой ракетой в огромных количествах совсем не выгодно. Так как Х-101 предназначается для более продвинутого в технологическом плане противника. Именно по этой причине количество пусков было значительно ограниченно и начались работы по Х-50.
Из открытых источников известны некоторые ТТХ ракеты. Так, максимальная скорость у неё будет 950 км/ч, а крейсерская около 700. Само собой Х-50 будет очень умной ракетой, напичканной электроникой. Тип боевой части будет варьироваться в зависимости от цели, к которой ракета полетит - либо проникающая фугасная, либо кассетная. Её вес составляет 400 килограмм, а это очень внушительно. Максимальная дальность составит 1500 километров, что в купе с Ту-22М3 позволит действовать на значительном расстоянии от наших границ, а если учесть модификацию М3М то ещё и с дозаправкой. Также известно, что ракета в значительной степени унифицирована с Х-101 и выполнена по технологии «Стелс». Однако не известно, есть ли на ней собственная станция РЭБ как у старшей «сестры».
Плюс ко всему стало известно, что Ту-22М3 не единственная машина, которая будет способна нести эту КР - вполне возможно, что это будут, например, Су-34 или беспилотник С-70. Тем более, что по габаритам и весовым показателям вполне себе допустимо. Всё это в свою очередь может в значительной степени сэкономить средства, так как условный час работы истребителя не сравнится с таковым у Ту-160, к примеру. Да и в тех же локальных конфликтах это куда более оперативное средство. Достаточно вспомнить конфликт 2008 года, где Х-50, будь они в то время, могли бы в значительной степени ускорить завершение боевых действий и не было бы таких потерь среди авиации.
В качестве вывода можно сказать о том, что первая партия Х-50 уже поступает в распоряжение Дальней авиации и истребителей семейства Су (включая Су-57). Эту информацию недавно подтвердил завод-изготовитель подчеркнув, что уже отгружена достаточно крупная партия.
Читайте также:
1) Серьёзная модернизация противолодочных Ту-142.
2) Сравнение гиперзвуковых ракет России и США.
3) Раскрыты главные характеристики перспективного МиГ-41.