Найти тему
Дичь FLM

Зашкварные истории Долана в новом фильме «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»

Выход новых фильмов Долана - это событие, а преддверие выхода - томное предвкушение личного переживания. Именно с этим чувством я и отправилась на показ фильма «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована».

Кадр из фильма  "Смерть и жизнь Джона Ф. Донована"
Кадр из фильма "Смерть и жизнь Джона Ф. Донована"

Как всегда перед пресс-показами и премьерами я стараюсь ничего не читать о фильме и даже не смотрю трейлеры. Тем более, что это Долан и мы примерно понимаем, чего ожидать.

Куча друзей, увидевших мои сторис на показе поинтересовались, как мне фильм? Я, в свойственной себе манере, после просмотра всем написала: “А*уенчик”, - на, что мне ответили: “фух”, “а пишут, что так себе”, - и в таком духе.

Дальше, сажусь за рецензию, пишу и понимаю, что моё общее впечатление, как об отличном фильме базировалось по большей части на авторитете режиссёра. И ещё немного на трогательности семейных отношений, сентиментально воспроизведённых, в фильме.

Фото со съёмок фильма "Смерть и жизнь Джона Ф. Донована"
Фото со съёмок фильма "Смерть и жизнь Джона Ф. Донована"

Есть темы, которые Долану даются легко и он их открывает всегда по новому - это мать-сын и семейные отношения в целом, гей-общество и неприкосновенность личной жизни, но где заканчивается раскрытие темы и начинается её голая эксплуатация?

Кадр из фильма  "Смерть и жизнь Джона Ф. Донована"
Кадр из фильма "Смерть и жизнь Джона Ф. Донована"

Первое, что погружает в настроение и время фильма «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» - это музыка. Долан часто использует до крови из ушей популярные хиты в своих работах, только и диву даёшься, откуда в одном маленьком авторском фильме собралось хитов, как на сборнике к “Стражам Галактики”.

Уже на первых минутах «Жизни Донована» раскатистым громом проносится Адель с своим Rolling in the deep. Моя первая мысль: Ну серьёзно? Адель? Ещё и этот трек? Просто, я только начала смотреть фильм, а в меня уже врезался грузовик заезженной музыки, которая от своей популярности исчерпала всякий смысл. Не так давно звучавший из каждого утюга трек, ещё не успел дать нам соскучиться. Да и когда мы ещё не понимаем, что будет происходить на экране ближайшие полтора часа, странно посылать не считываемые сигналы. Музыка не должна забирать больше внимания, чем фильм на себя. В той же «Мамочке» звучат хоть и известные треки, но они подтверждали действительность картины, а не создавали её за автора.

От музыки к самому фильму. События происходят достаточно по-голливудски. Тут у нас небольшой шок в начале, потом знакомство с рассказчиком. Непростое детство Руперта, который мечтал стать актёром и его переписка со взрослым актёром Донованом, переживающим все тяготы своей популярности. Фильм-флэшбек разбавлен редкими перебивками на интервью с уже повзрослевшим рассказчиком Рупертом, которое берёт стервозная журналистка.

Та самая журналистка. Характер-постер фильма The Death and Life of John F. Donovan
Та самая журналистка. Характер-постер фильма The Death and Life of John F. Donovan

Натянутые отношения с журналисткой заявлены в самом начале и угадываются ещё до того, как автор ставит нас перед этим фактом. Переход, когда лёд в их разговоре тает не плавный, выглядит, как скачок и не очень убедительный. То есть на фоне грымзы считающей проблемы Руперта «сытыми проблемами» сам Руперт выглядит краше, безусловно. Но он и без этой игры в страшненькую подругу был бы лапушкой. А так, у нас не раскрытый конфликт подвис.

Кадр со съёмок фильма The Death and Life of John F. Donovan
Кадр со съёмок фильма The Death and Life of John F. Donovan

То, что происходит вне условной действительности фильма, а именно прошлое Руперта, жизнь Донована, его взаимоотношения с семьёй - убедительней.

Ксавье Долан и Джейкоб Тремблей на съёмках фильма
Ксавье Долан и Джейкоб Тремблей на съёмках фильма

11-летнего Руперта играет 12-летний актёр Джейкоб Тремблей. Руперт, что называется, развит не по годам, у него есть мечта - стать актёром, он хорошо пишет и быстро соображает, что бесит его сверстников и изолирует его от одноклассников. К тому же они только переехали с его мамой (Натали Портман) и оба пытаются заново приспособиться к миру и к друг другу.

Характер-постер The Death and Life of John F. Donovan с Натали Портман
Характер-постер The Death and Life of John F. Donovan с Натали Портман

Семья Донована - его понимающий и поддерживающий брат, бестактная мать с пристрастием к выпивке (Сьюзен Сарандон) вплетены в красные цвета и чертовски стильно подобранные образы. С одеждой и костюмами Долан возился лично и тут безусловно аплодисменты.

Кадр из фильма The Death and Life of John F. Donovan
Кадр из фильма The Death and Life of John F. Donovan

Два мира двух друзей по переписке сплетаются к середине фильма воедино и порой можно спутать - это сейчас про Руперта или Донована показывают? Долан мастер семейных отношений - особенно между сыном и матерью, а то как он бъёт по женским образам сверхкрупными планами, как небрежными масками жизни выглядит лихо.

Кадр из фильма The Death and Life of John F. Donovan
Кадр из фильма The Death and Life of John F. Donovan

Некоторые связи между героями показаны в лоб - отношения Донована со своей первой любовью, а некоторые схвачены лишь по верхушке - с женой, например, или его агентом, которого бесподобно сыграла Кэти Бейтс, и её было несправедливо мало.

кадр из фильма The Death and Life of John F. Donovan
кадр из фильма The Death and Life of John F. Donovan

Некоторые эпизоды возникали из ниоткуда и не слишком вписывались, к примеру, эпизод со стариком-уборщиком и прощание в конце фильма с журналисткой. По отдельности они не лишены смысла и прекрасно сняты, но ощущение, что тебе не всё показали или ты, что-то упустил, поэтому одно с другим не вяжется. Связано ли ощущение пустоты и смысловой незаполненности с тем, что были удалены все сцены с Джессикой Честейн мы никогда не узнаем...

Кадр из фильма, которого не будет в фильме The Death and Life of John F. Donovan
Кадр из фильма, которого не будет в фильме The Death and Life of John F. Donovan

Как сказал мудрый старикан в фильме: «Как можно украсть место, если оно создано для тебя». У Ксавье Долана по-прежнему есть своё место среди гениальных режиссёров и никто не сможет его занять. Хоть в этой рецензии и нет неистового восторга, но это по-прежнему, любимый Ксавье и смотрите его нового с 15 августа в кино.

P.S. Надеюсь «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» станет убийцей зашкварных историй Долана и в следующих фильмах мы двинемся к чему-то новому.