Со времен первого Романова российские монархи жестко регламентировали внешний вид своих подданных.
Указ Алексея Михайловича от 6 августа 1675 года положил начало огромному разделу в законодательстве России, который строго определял внешний вид наших предков вплоть до 1917 года.
Центральный постулат империи таков: подданный российского царя обязан был одет по форме, причесан по закону и никоим образом не должен выделяться среди себе подобных.
У каждого монарха были и свои воззрения на цвет. Так Елизавета Петровна с недоверием относилась к лицам, кто предпочитал в одежде черный. Императрица урезала время ношения траура в годы своего правления, чтобы не видеть вокруг себя людей в чёрном.
По выражению Елизаветы, она обожала срывать со своих подданных «кучу безделушек».
До конца жизни Елизавета не могла простить своей кузине Анне (Анне Иоанновне), что в её царствование «женщины надевали всё, что хотели».
Пётр III, мнивший себя истинным европейцем, предубеждения против траурных цветов не имел. И после кончины тетушки Елизаветы Петровны, смерть которой его скорее обрадовала, издал специальный указ.
В нём повелевалось покрыть чёрным сукном столы в общественных местах, будки и стойки для ружей сделать желто-черной окраски, цветами контрреволюции. Офицерам знаки отличия велено было носить на чёрных лентах.
Павел I своё восшествие на престол отметил вакханалией чёрного цвета. Правление Павла началось с перезахоронения его батюшки Петра III. Сохранились описания этого сумеречного действа.
Фёдор Петрович Лубяновский рассказывал:
«Унылее этой церемонии я ничего в жизни не видел. Процессия началась в 7 часов вечера, при 20 градусной стуже, в темноте от густого тумана. Более 30 карет, оббитых чёрным сукном, цугами в 6 лошадей, тихо тянулись одна за другою, лошади…были в чёрном сукне же. У каждой шёл придворный лакей с факелом в руке, в чёрной яранге с длинными воротниками и в шляпе с широкими полями…В каждой карете кавалеры в глубоком трауре держали регалии. Мрак ночи, могильная чернота на людях, животных и на колесницах, глубокая тишь в многолюдной толпе, зловещий свет от гробовых факелов, бледные от того лица, всё вместе составляло печальное позорище».
Добавим, что дело было 29 ноября в период самых тёмных дней и самых чёрных ночей.
Но на этом «торжественность» празднований восшествия на престол Павла Петровича не закончилась. Коронация была устроена на Пасху, и современники заметили, что «на бале в Грановитой палате дамы были одеты в робах чёрного бархата с преогромными фижмами».
И начались бесконечные указы Павла как одеваться ко двору и вообще, как одеваться. В какое время, какого цвета, из какой ткани платья носить, каким шитьём и какой ширины украшать, чем отличать эти обновы по временам года. И в конце было самое примечательное:
«По воскресным и праздничным обыкновенным дням носить русское, но не богатое платье».
Вскоре царь стал абсолютно категоричен. Шарахался из крайности в крайность. Курьезность павловских указов вкупе с их жестокостью вызывало негативное отношение населения к новому монарху.
Павел нещадно арестовывал своих офицеров за то, что у них слишком короткие косы. И армию, и штатских служащих переодел в новую, неудобную форму. Переодеваться обязаны были все, включая детей, иначе следовали экзекуции. Невроз в обществе ширился и от того, что распоряжения шли слишком часто и порой достигали дальних провинций, когда в столице действовали уже другие законы.
До сих пор мы употребляем слово «архаровец». Так в Москве называли клевретов военного губернатора Архарова. Они врывались в дома знатных москвичей, чтобы проверить, не забрёл ли кто-нибудь на огонёк во французском фраке, в жилете или круглой шляпе, которые были запрещены Павлом I.
Павловское давление на подданных было так невыносимо, что когда до Москвы дошла весть о его кончине, то на другой день, в вербную субботу, московские обыватели пошли-поехали смотреть не на вербу, а « на молодых щеголей, смело разъезжающих в круглых шляпах под носом грозных полицейских».
Подписывайтесь на канал Русский архив
Читайте: Рассказ современника о Крылове и Пушкине
(Душевно, не по учебнику о "дедушке Крылове")
«Модный приговор» от Елизаветы Петровны
Талант остроумия. Смешные случаи из жизни дедушки Крылова