Twitch за последние пару лет постоянно оказывался в центре скандалов, связанных с громкими банами за неосторожные слова и действия стримеров. Правда, даже несколько перманентных банов крупных каналов особо не повлияли на популярность платформы. По данным компании-разработчика инструментов для стримеров StreamElements, во втором квартале 2019 года на Twitch приходилось 72,2% от общего количества часов просмотра среди крупнейших стриминговых платформ. Второе место с 19,5% занял YouTube, третье — Facebook Gaming (5,3%). У Mixer — лишь скромные 3%.
Но Microsoft решила бороться с монополией на этом рынке, и переход Ninja стал лишь первым шагом. Знаменитый блогер Феликс PewDiePie Чельберг также намекнул, что представители Mixer обращались к нему и к другим крупным инфлюенсерам с подобным предложением. А известный стример Даниэль dafran Франческа (более 400 тысяч фолловеров) открыто заявил о желании перейти в Mixer, где ему будет достаточно контракта в $30 тысяч в месяц.
Что такое Mixer?
Mixer был запущен еще в январе 2016 года в виде небольшого стартапа под названием Beam. Перспективный проект заметила Microsoft и выкупила в августе того же года, а его разработчики влились в команду Xbox.
Сейчас Mixer встроен в Windows 10 (можно легко начать стримить с PC без дополнительных программ), а на Xbox One и вовсе выделен в отдельной вкладке системного меню. Microsoft активно продвигает сервис в том числе благодаря своей экосистеме: например, за просмотр шоу Inside Xbox на Mixer выдаются награды для разных игр.
По функционалу и возможностям платформа от Microsoft похожа на Twitch. Здесь тоже транслируют видеоигры, разделенные по категориям. Зрители могут общаться со стримером в чате и поддерживать его финансово – разово или ежемесячными подписками. Однако в Mixer сделали акцент на интерактив. Так, за просмотр любой трансляции начисляются очки опыта и «искры» (sparks), за которые можно купить стикеры и мини-игры в чате, и даже влиять на развитие стрима. Последнее чем-то похоже на знаменитые совместные прохождения Twitch plays: стример запускает голосование, участники которого выбирают, что ему делать дальше в игре.
Дресс-код для священников
Правила платформы четче, чем у Twitch. Например, есть целое руководство, как должны одеваться стримеры (особенно женского пола). Если у трансляции категория «Для всей семьи», то необходимо практически полностью закрывать тело одеждой, декольте не допускается. В категории «Для подростков» поблажек чуть побольше (разрешен небольшой вырез на груди), но одежда все равно должна закрывать все тело. И лишь в «18+» можно чуть расслабиться, хотя даже там хватает ограничений. Например, нельзя использовать полотенце вместо одежды и демонстрировать нижнее белье. Из-за такого подробного свода дресс-код Mixer иногда сравнивают с одеждой священников в церковной школе.
Любопытно, что у Mixer отдельно прописан запрет на злоупотребление репортами. Пользователя, который необоснованно жалуется на нарушение правил, могут забанить или «сдать» владельцу канала. В целом же пока рано судить об адекватности модерации на Mixer: платформа еще не раскручена, поэтому администрация может занимать сторону авторов контента, прощая им легкие оплошности. С ростом посещаемости все может измениться в самую неожиданную сторону. С одной стороны, на Mixer наверняка попробуют перейти те, кто недоволен политикой модерации Twitch да и просто попал там в бан (и не факт, что на новой площадке они исправятся). С другой — популярная площадка будет регулярно оказываться в центре внимания СМИ, так что за порядком придется следить строже.
Битва титанов
Грандиозной разницы между Twitch и Mixer не видно: да, второй сервис чуточку интереснее технически, но не предлагает ничего, что могло бы преобразить рынок стриминга. Так же обстоят дела и у других соперников Twitch, вроде Facebook и Google (в лице Youtube).
Поэтому в ближайшее время нас ждет в первую очередь битва ресурсов. Microsoft (Mixer) и Amazon (Twitch) — компании из одной лиги. Обе могут легко вложить миллионы и даже миллиарды долларов в перспективное направление. Amazon застолбила рынок стриминга первой – не забываем про 72-процентную долю Twitch.
На стороне Microsoft мощные возможности по интеграции Mixer в свои продукты (Windows, Xbox). Но далеко не факт, что они сработают. Тот же магазин приложений Windows до сих пор далек от позиций монополиста. Так что Microsoft остается то, что она сейчас и делает с Ninja – вливать в платформу огромные деньги, перекупая стримеров и активно привлекая зрителей.
В чем-то это напоминает тактику Epic Games Store на рынке цифровой дистрибуции игр, хотя Mixer сейчас выглядит более законченным продуктом. Для зрителей это чревато похожими проблемами: придется метаться между несколькими сервисами, каждый из которых — со своими плюсами и минусами, со своим списком контактов, своими подписками, ачивками и валютами. Но не забываем, что Epic Store предоставляет пользователям еще и крутые подарки каждую неделю, а разработчикам игр – альтернативную площадку, на которой можно получить хорошее продвижение и даже финансирование. Не исключено, что похожее произойдет и с Mixer.