Найти в Дзене
Горизонт событий

Реальная жизнь: сельский парень стал машинистом и зарабатывает больше сверстников с высшим образованием

Быть машинистом - престижно! В этом уверен наш земляк Виталий Бабаджанян, который уже около 13 лет трудится на стальных магистралях Беларуси. В канун профессионального праздника машинист, несмотря на усталость после ночной смены, с удовольствием рассказал корреспонденту газеты «Свабоднае слова» о том, почему связал жизнь с железной дорогой и как природа родной страны пробудила в его душе творческое начало.

Виталий БАБАДЖАНЯН (слева) за 13 лет работы на стальной магистрали ни разу не пожалел о выбранном профессиональном пути. Фото из личного архива В. БАБАДЖАНЯНА.
Виталий БАБАДЖАНЯН (слева) за 13 лет работы на стальной магистрали ни разу не пожалел о выбранном профессиональном пути. Фото из личного архива В. БАБАДЖАНЯНА.

Родился и вырос Виталий в деревне Заболотье. Когда позади остались незабываемые школьные годы, перед парнем, как и перед сотнями других выпускников, встал сложный выбор: в каком направлении делать первый шаг в будущую профессию?
– Вообще я хотел учиться банковскому делу, но мы промедлили и не успели вовремя подать необходимые для поступления документы, – вспоминает Виталий. – В то время по профориентации информации было немного, я о профессии машиниста и не думал, хотя мама говорила, что мне поезда нравились с детства. На мой выбор повлиял родственник, который уже год учился на бригадира путей в ПТУ-35 им. М.Лынькова, сейчас это Гомельский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта. Поступай, говорит, тут на практике зарплата такая, что не каждый на работе получает. До сих пор не жалею, что прислушался и отучился на машиниста тепловоза и дизель-поезда. Даже в деревне интересовались этой профессией. Вот парень недавно поступил, значит, увидел хороший пример. Профессия престижная, и что ещё важно – заработная плата высокая. Некоторые знакомые недоумевают: ты после ПТУ получаешь больше, чем я с высшим образованием. Например, мы с женой каждый год ездим отдыхать, при этом хватает отпускных, нам не нужно долго откладывать.

Фото из личного архива В. БАБАДЖАНЯНА.
Фото из личного архива В. БАБАДЖАНЯНА.

А это один из критериев выбора профессии, не правда ли? Хотя и поступить туда было не так уж легко: даже с баллом аттестата в 8,72 у Виталия без направления шансы были невелики. Но фортуна улыбнулась и подарила парню все прелести железной дороги. К слову, именно там наш земляк встретил прекрасную супругу.
– Да, с женой познакомились на железной дороге, она тоже работала в этой сфере, хотя, когда познакомились, я не знал, позже выяснилось, – с довольной улыбкой признался машинист 2-го класса. – Я после училища устроился работать помощником машиниста в грузовой колонне Жлобинского локомотивного депо БЖД. Будущая жена трудилась на одной из станций. Когда встречались, всегда махала при отправлении. В 2016 году сыграли свадьбу, родилась доченька, и чтобы быть рядом с семьёй, год назад я перешёл в маневровую колонну – сейчас управляю тепловозом, в народе называемым кукушкой. На месте формирую поезда, составляю вагоны…  

Фото из личного архива В. БАБАДЖАНЯНА.
Фото из личного архива В. БАБАДЖАНЯНА.

По словам Виталия, во время учёбы сложнее всего давались технические вопросы.
– Когда тебе 18 лет, с техникой особо не знаком, а тебе под руку диктуют устройство тепловоза, что и как держится на четырёх болтах, – это вызывало затруднения, но только сначала, а потом всё связываешь между собой и понимаешь, – вернулся в студенческие годы собеседник. – У нас были замечательные преподаватели, объясняли доступно, поэтому впоследствии проблем не возникало. Но сразу выпускают только помощников, а если хорошо себя зарекомендовал, депо направляет в Гомельский учебный центр. Так и я, отработав три года, стал машинистом 4-го класса, дослужился до 2-го. У меня были сильные наставники, например, инструктор Сергей Потапенко. Мы постоянно повышаем квалификацию. Перед каждой поездкой проходим инструктаж и сдаём мини-экзамен. Ставишь путевой маршрут в компьютере, маневрируешь, отвечаешь на вопросы. Допустил 3 ошибки – на собеседование. Кадры у нас подготовленные, медкомиссию проходим, как космонавты. Да и техника безопасности на высоте. Вообще со стороны труд машиниста кажется лёгким, но это ошибочное мнение.
Несмотря на трудности, которые присущи любой профессии, Виталий Бабаджанян влюблён в своё дело, посвятил ему стихи и написал песню.
– Мне нравится то, чем я занимаюсь, – поделился машинист локомотива. – Я увидел, какая чудесная природа Беларуси! Есть такие живописные места, бывают такие рассветы…  Даже стихи начал учить, Есенин по душе – а в школе не читал. Сам написал, дали грамоту и сувенир – кружку. Песню для гитары сочинил. Когда видишь всю красоту родного края, в душе что-то просыпается…
Мы ещё долго беседовали с земляком о прелестях современных, оснащённых новейшим оборудованием поездов, о чудных пассажирах, которые по невнимательности или после дозы алкоголя так и норовят нажать стоп-кран…

Фото из личного архива В. БАБАДЖАНЯНА.
Фото из личного архива В. БАБАДЖАНЯНА.

Елена УДАРЦЕВА.

Перепечатка текста и фотографий slova.by запрещена без разрешения редакции