Вам приходилось слышать или произносить такие фразы: «Я тебе больше тройки никогда не поставлю», «Литература, к сожалению, совсем не твой предмет»? Подобные суждения, даже выраженные невербально, способны сформировать выученную беспомощность — состояние, возникающее после длительного негативного воздействия, которого не удается избежать. Это тот случай, когда человек опускает руки еще до попытки справиться с задачей. Причем здесь обучение беспомощности происходит обоюдное: ученик чувствует себя неспособным понять предмет, педагог − обучить этого ребенка. Как педагогу разорвать этот порочный круг и по-новому взглянуть на общение с учеником, рассказываем в нашей статье.
Два типа мышления
Кэрол Дуэк, психолог Стэнфордского университета, который более 20 лет изучает особенности мышления, говорит о двух его типах: фиксированном и мышлении роста.
В случае с фиксированным предполагается, что наши способности − статичные данности. Ученик с таким типом мышления хочет выглядеть умным, боится проблем, легко сдается, игнорирует негативные отзывы, чувствует угрозу от чужих успехов.
Ученик с мышлением роста видит в успехе результат усилий, а не врожденного таланта. Он хочет учиться, готов столкнуться с трудностями, продолжает стараться даже перед угрозой неудачи, воспринимает критику как возможность идти вперед, находит новые идеи в чужих успехах.
Исследователь обратил внимание на успеваемость учеников после перехода в среднюю школу, когда предметы становятся сложнее, требования жестче, преподавание все менее персонализировано. Выяснилось, что спад в учебе в этот период наблюдался только у учеников с установкой на данность. У школьников, ориентированных на рост, средний балл обычно повышается. То есть установка на рост помогает ученику в полной мере развиваться.
Как вести себя педагогу, когда неудача случилась
Ученик с мышлением роста имеет значительно больше шансов преодолеть неудачи в учебе, чем ученик с фиксированным мышлением. Второму необходима помощь педагога или родителей.
Правильно расставляйте акценты
Подчеркните важность не способностей, а усилий, которые он приложил, работая над заданием. Такая положительная обратная связь мотивирует ученика.
В исследовании, где одну группу пятиклассников хвалили за способности («Вы хороши в этом!»), а другую — за усилия («Вы, должно быть, очень много работали над этим!»), после провала вторая группа улучшила свой предыдущий результат на 30 %, в то время как первая не смогла оправиться и набрала на 20 % меньше. Усилие — это то, что дети могут контролировать, поэтому оно вселяет в них уверенность, способность работать усерднее и справляться с неудачами. Однако, если ученики приписывают успех своему интеллекту, а затем терпят неудачу, они теряют мотивацию.
Но будьте аккуратны, даже наставление, сказанное с верой в способности ребенка («Постарайся еще чуть-чуть, у тебя получится»), может лишить его уверенности в себе. Особенно если он уже затратил много сил и времени на решение предложенной задачи.
Вырабатывайте полезные привычки
Формируйте будущее поведение, вместо того чтобы зацикливаться на нынешней неудаче. Никто не выиграет, если ученик всю перемену проплачет над двойкой за контрольную. Лучше обсудить, как «умные и талантливые» товарищи смогли получить отлично: начали готовиться за несколько дней, сделали конспекты или, может, пересказывали друг другу параграфы. И перенять их стратегию. Цель в том, чтобы сформировать привычки, которые послужат ученику в долгосрочной перспективе.
Позвольте ученику минуту слабости
Помогите ученику отнестись к самому себе с сочувствием. Для этого можно с сопереживанием выслушать его, помочь найти слова для выражения эмоций. Осознание того, что наша истинная ценность обуславливается не пятерками в дневнике или количеством друзей во «ВКонтакте», позволяет принять неудачи просто как часть человеческого опыта.
Помогайте сделать нужные выводы
- Выясните, кого ученик считает своим героем, будь то современный художник или знаменитый футболист. Поразмышляйте вместе, легко добивается всего? А как обстоят дела на самом деле? Побеседуйте о том, каких усилий стоят герою его достижения, мотивируя ученика восхищаться этим героем еще больше.
- Вспомните случаи, когда другие ученики лучше справились с заданиями, мотивируя ученика найти ответ на вопрос, умнее и талантливее ли они его самого, или просто дольше и старательнее занимались?
- Акцентируйте внимание на том, что главное − получение новых знаний и совершенствование, а не оценка.
Ирония в том, что неудачи по-своему полезны для детей. Умение справляться с ними помогает ученикам развить ключевые характеристики, которые понадобятся для успеха в жизни: навыки преодоления трудностей, эмоциональную устойчивость, творческое мышление и способность к сотрудничеству. Сложности и ошибки на этом пути неизбежны. Нужно только вовремя замечать и исправлять их.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.