ВОЙНА КОРОЛЕВ
Исторический сериал «Белая королева» (2013), основанный на серии исторических романов Филиппы Грегори, посвящен событиям Войны Алой и Белой Роз.
Высокое английское средневековье, закованные в латы рыцари, прекрасные дамы, придворные интриги, предательство, война, любовная лирика и немалая толика историзма – вот что характеризует «Белую королеву».
Десять часовых серий – по нашим временам совсем небольшой сериал. Небольшой, но цельный, завершенный, без тягомотины бесконечных сезонов.
Кроме того, сериал качественный. Пока наш кинематограф пичкает отечественную аудиторию помоями уровня «Софии», англосаксы продолжают снимать конкурентоспособное кино.
Хронологически «Белая королева» охватывает события 1464-1485 гг. От окончательной победы Йорков в первом этапе войны Роз до прихода к власти Генриха VII Тюдора. Сюда попадают самые интересные события, включая деятельность создателя королей графа Уорика, правление Ричарда III и сражения при Босворте.
И всё же, и всё же… Стоит помнить, что романы написаны женщиной, сценарий тоже, главные герои или точнее героини – королевы и герцогини. В общем, это сериал с сильной женской составляющей. Здесь нет сражений, но много женских интриг, переживаний, чувств, трагедий.
И это хорошо. Во-первых, девочки тоже хотят смотреть историческое кино, и им его нужно дать. Во-вторых, мальчики получают историю и возможность полюбоваться на актрис (иногда обнаженных). В-третьих, фанатики-от-толерантности получают веский довод – феминизм, сильные женщины и так далее – и отстают с требованием предоставления ролей неграм.
Пару слов об историчности. Сериал историчен, но в меру. Всё-таки в основе лежат художественные произведения, да и сценаристы для стройности сюжета и зрелищности добавили творческого элемента. И всё-таки большой отсебятины тут нет, в основных исторических моментах фильм не свободен, действие направляется узловыми событиями.
Возможно, без хорошего знакомства с эпохой поначалу сложно воспринимать героев, множество имен и титулов, родственные связи или политическую принадлежность к алому или белому лагерям. Но по мере просмотра всё наладится, герои обретут идентичность, у зрителя обязательно появятся симпатии-антипатии и так далее. В общем, будет интересно.
Для более или менее знакомых с войной Роз «Белая королева» также способна дать многое. Прежде всего, придание лиц и осязаемых характеров историческим персонам. Мозгу куда легче иметь дело с ярким образом, чем с простым текстом. Раз увиденный на экране король вбивается в голову крепче трижды прочитанного.
Да, в художественном произведении он получает вымышленные черты, он наверняка не похож на истинного. Но один образ ничуть не хуже другого, если позволяет хорошо запомнить исторические события.
Произведения Ф. Грегори и сериал «Белая королева» хороши еще и заполнением лакун. В документальной истории тот или иной исторический персонаж всплывает лишь от раза к разу, от одного события к другому. А между ними человека как бы и нет. В художественном же произведении он/она живет непрерывно.
В основе сериала лежат романы «Белая королева» (о супруге Эдуарда IV Елизавете Вудвилл), «Алая королева» (о матери Генриха VII Маргарите Бофорт) и «Дочь создателя королей» (о жене Ричарда III Анне Невилл). Соответственно, эти три дамы и будут находиться на первом плане всё время действия.
Кроме них, тут еще масса исторических граждан – королей, королев, герцогов и герцогинь. И каждый имеет свои черты характера. Как правило, не очень привлекательные.
Даже заглавная белая королева Елизавета здесь не абсолютно положительный персонаж. Властолюбивая выскочка из провинциального дворянства. Хитрая и расчетливая ведьма. Так до конца и не поймешь, каково было соотношение истиной любви к Эдуарду и желания властвовать любой ценой.
А цену ей, как известно из истории, пришлось заплатить немалую – война Роз выкосила всю ее родню. Поистине, она своими поступками и словами возбуждает такую ненависть, что испытываешь извращенное удовлетворение при очередном ударе по ее семейству.
В борьбу с ней вступает алая королева Маргарита Бофорт. Эта религиозная фанатичка всякий раз толкует веру или господни знаки в пользу своего сына Генри Тюдора. Возвести его на престол и умереть – смысл жизни этой женщины, идущей к цели по головам.
Задача нелегкая. Даже когда война выкосила половину претендентов, ее сыну до престола остается как пешком до луны. Муж говорит Маргарите: «Твоему сыну придется пройти за пятью гробами, прежде чем он получит корону. И я не знаю, как это у него получится. А ты?» А она знает.
Третья королева, Анна Невилл, наследница великого рода и сильного отца поначалу не производит впечатление конкурента в борьбе за корону – сопливая девчонка, младшая сестра настоящей претендентки, вечно в тени или на подхвате. Но фамильный гонор и отцовский характер рано или поздно дадут о себе знать.
Кстати, о ее отце. Граф Уорик – я бы назвал его самым ярким мужским персонажем сериала. Да и в истории он сыграл так, что мало не покажется. Не по его ли действиям так затянулась война Роз? Кстати, играет его тот же самый гражданин, что сыграл Томаса Кромвеля в сериале «Тюдоры» — тоже хорошая штука.
А, да, еще один момент. Как раз «Тюдоры» напомнили. Нынче модно напичкивать исторические (и не очень) сериалы массой постельных сцен. Как будто озабоченные этим вопросом лишены доступа к интернету с его соблазнами. Уже в «Тюдорах» зрители получили возможность рассмотреть Натали Дормер со всех ракурсов.
В «Белой королеве» творится что-то странное. С одной стороны, постельные сцены есть. Но они такие скромные, что диву даешься: зачем они здесь? Для сладострастного вожделения их слишком мало. Для показа сериала детям – слишком много. Так и замерли на полпути.
Не будут довольны сериалом и жаждущие увидеть в нем массовые батальные сцены. Их тут почти нет. В финальной серии показывают сражение при Босворте, но… Но право же, лучше бы и не показывали – убого, схематично, недостоверно да и неисторично. Что поделаешь – кино писалось девочками да и с деньгами, видать, было неважно.
Зато придворные сцены шикарны. Красиво, костюмировано, декорировано, сцены антуражные, замки, дворцы – всего этого для съемок в Европе хватает. И средневековье тут чистенькое, приглаженное, без грязищи и помоев.
Правда, можно и придраться. Нет, не буду рассматривать дело с точки зрения историка или специалиста, коим не являюсь. Но не могу не заметить, что королевы и герцогини на протяжении лет и даже десятилетий носят одно и то же платье. Как крестьянки какие-то. Да и платье не всегда блистательное.
Но это, право слово, мелочи. Главное, сериал явно удался. Многие комментаторы, привыкшие к тягомотной жвачке по сезонам, даже требуют продолжения. И можно бы им ответить, дескать, история кончилась. Но нет! Имеется и своего рода продолжение – в 2017 году вышел сериал «Белая принцесса» по следующему роману Филиппы Грегори. Так что есть и продолжение.