Развитие системы образования стимулирует педагогическую науку создавать и адаптировать новые методы обучения и воспитания. Вопросы научной поддержки инновационной деятельности относятся к сфере педагогической инноватики. Несмотря на это, долгое время педагогические инновации рассматривались в системе экономических исследований. Инновации характерны для любой сферы деятельности человека, в том числе и для профессиональной. Так образовалась «педагогическая инноватика» - наука, изучающая появление и развитие педагогических инноваций.
Отличительной чертой педагогической инноватики от того же явления в других сферах является упор на процесс изменения образования человека. Объектом педагогической инноватики выступает – процесс возникновения, развития и адаптации инноваций в сфере образования. Предметом является система отношений, формирующаяся в процессе инновационной образовательной деятельности.
Одни из первых теоретиков отечественной педагогической инноватики были Н.Р. Юсуфбекова и Л.В. Ушенина. В их исследованиях педагогическая инноватика была призвана решать противоречия между педагогической теорией и практикой, а также обладала следующими признаками:
- инновационный педагогический опыт, в частности системная деятельность педагога, способны изменить традиционную практику обучения
- результаты инновационной деятельности заключены в изменении методов, средств и форм организации учебного процесса
- важным компонентом деятельности педагога является исследовательская деятельность,основанная на взаимосвязи теории и практики
В теории процесс современной педагогической инноватики представляет формирование, изучение и классификацию образовательных нововведений. На практике происходит совершенствование педагогической подготовки путём понимания сущности инновационных процессов в образовании и их применении с учётом специфики.
Система образования в современном мире развивается в контексте глобальных образовательных тенденций:
- массовый характер образования
- повышение значимости образования для индивида и общества
- ориентация на активное самообразование
- адаптация образовательного процесса к запросам и индивидуальным потребностям личности
Можно сделать вывод о том, что главной функцией образования становится развитие человека в ключе саморазвития, а также совершенствование его индивидуальных навыков.