В середине 16 века, молодой талантливый прозектор (врач-патологоанатом), по имени Андреас Весалиус, сделал шокирующее открытие - самые известные и всеми признанные научные работы по анатомии имели множество ошибок. В них не просто отсутствовал ряд важных сведений о строении человеческого тела, там описывались органы не людей, а обезьяны и других млекопитающих. Это открытие стало вызовом Галену из Пергама - самому прославленному медику и хирургу в истории медицины того времени.
Кем же была эта выдающаяся личность? И почему врачеватели и анатомы более 1300 лет учились и работали по его трудам, почитая Галена и боясь оспорить его?
Рождённый в 129 году в семье богатого архитектора, Гален получил прекрасное образование и в подростковом возрасте оставил отеческий дом в надежде обрести мудрость медицинского мастерства. Он много путешествовал по Средиземноморью и вернулся из своих странствий будучи уже одарённым хирургом, собрав множество информации по медицине.
Со своей страстью к анатомии и зрелищным представлениям он с большой охотой принимал вызовы в публичных спорах, стремясь выделиться среди коллег врачей. Однажды на одной из демонстраций, он лишил свинью голоса, перерезав той нервные окончания. В иной раз, он выпотрошил обезьяну, а его коллеги должны были собрать все внутренности на место. Когда же тем не удалось этого выполнить, то он сделал это сам, продемонстрировав своё мастерство, что очень поразило публику и заработало для него уважение и славу. В следствии, он получил место хирурга в городе гладиаторов, а позже стал личным лекарем при дворе четырёх римских императоров.
В то время, как остальные медики обсуждали симптомы заболеваний и причины их возникновения, Гален одержимо погрузился в изучение анатомии. Но, так как, в то время в Риме было запрещено препарирование человеческих тел, Гален проводил бесчисленные вскрытия животных. Но даже с подобными исследованиями животных, он пришел к некоторым общим особенностям организмов млекопитающих с человеческим. Большим вкладом в медицину стало его осознание, что не сердце управляет всем телом, как полагалось ранее, а мозг. Он подтвердил эту теорию опытным путём; вскрыв черепную коробку живой коровы и используя давление на разные его части, он проследил связь между ними и конечностями тела. Другие эксперименты позволили ему распознать чувствительность двигательных нервов. Так же, он установил, что мочевой пузырь связан с почками и пришёл к выводу, что дыхание контролируется мышцами и нервами.
Подобные жестокие эксперименты привели, ни только к знаменательным для всей медицины открытиям, но и к некоторым неправильным представлениям: Гален так и не понял, что кровь циркулирует по всему телу, а вместо этого, он полагал, что печень бесконечно воспроизводит кровь, которая исходит из неё лишь в одном направлении и полностью поглощается другими органами. Кроме того, Гален уверенно заимствовал Гуморальную теорию Гиппократа и сформулировал учение о четырех типах темпераментов, увязать их с этой теорией «четырёх телесных соков», чтобы можно было объяснить индивидуальные различия в поведении и доминирующих эмоциях людей. Суть её была такова: сангвинический темперамент или чрезмерная веселость обусловлены избытком крови, а меланхолический темперамент — избытком черной желчи, чрезмерное содержание в организме желтой желчи — причина холерического темперамента (вспыльчивость, вспышки гнева), а повышенное содержание слизи — причина флегматичности.
Учение о четырех «соках» тела и базирующаяся на нем классификация темпераментов Галена оставались в силе примерно до 1400 г. и продержались до наступления эпохи Ренессанса и возрождения медицины. Хотя эти представления и не дожили до наших дней, они оставили свой след в таких выражениях английского языка, как, например, good humor (благодушие, букв. «хорошая телесная жидкость»), bad humor (дурное настроение, букв. «плохая телесная жидкость») и humorous (забавный, смешной, веселый). Отголоски этих представлений слышны также в теориях типов личности, которые описывают людей по преобладанию определенного темперамента.
Сознавая свои пробелы в познании, касательно циркуляционной системы, Гален придерживался опасных методов лечения, таких как, кровопускание и очистка кишечника, несмотря на частые летальные исходы подобной терапии.
Его успехи и слава вылились в твёрдую веру того, что все открытия, которые он совершил, имели крайне важное значение - своего рада, являлись для него непоколебимыми постулатами. Он описал в своих трудах всё - от анатомии и питания, до умения обращаться с больными.
Более 13 последующих веков, плодовитый труд Галена доминировал над всеми прочими медицинскими рассуждениями и стал стандартом врачевания для многих поколений врачей. Совершая вскрытия людей, многие анатомы, сбившись с толку и видя очевидные противоречия с работами Галена, всё равно продолжали повторять его ошибки, боясь замахнуться на его железобетонный авторитет, так как, даже самых опытных анатомов, пытавшихся высказать своё мнение, попросту игнорировали и подымались на смех приверженцами "эталонного" труда Галена.
Так продолжалось, пока другой авторитетный учёный и лектор, Весалиус, не высказал свою точку и не указал на целый ряд ошибок в работах Галена. Но даже затем, потребовалось ещё 100 лет, чтобы подробно описать циркуляционную систему человека, и ещё 200 лет, чтобы полностью пересмотреть Гуморальную теорию и придать её забвению.
Сегодня мы все пожинаем плоды, посеянные опытами Галена, не задумываясь и не осуждая его за ошибочные мнения и теории. Наука растёт путём проб и ошибок, которые тоже важны и без них невозможен прогресс. А истинна, рано или поздно, проявит себя и предъявит свету свои доказательства и никакое Эго не сможет этого затмить.